Требования к специалисту по физической культуре и спорту

Образование и воспитание » Личность учителя физической культуры » Требования к специалисту по физической культуре и спорту

Страница 4

Выделяют три типа руководства: авторитарный, демократический и либеральный.

Авторитарный (автократический) лидер стремится к абсолютной власти, он один определяет способы и средства достижения группой цели, ориентируется при принятии решения только на свое мнение. Поэтому связи между членами команды у такого тренера сводятся до минимума и проходят только через него или под его наблюдением. Спортсмены для авторитарного тренера являются лишь исполнителями его замыслов, строго следуют принципам, планам и программе работы, составленным тренером. Свои требования тренер этого типа выражает в форме категорических инструкций и указаний.

В практической работе тренеров авторитарный стиль руководства получил большое распространение, особенно в женском спорте. Тренер создает команду «тружеников», лишенную права на индивидуальность и импровизацию в игре.

Тип авторитарного руководства разделяют на подтипы (Е. Старостяк):

1. Жесткий: руководитель строг, но справедлив, поддерживает уже сложившиеся взаимоотношения в коллективе даже при изменении ситуации; приверженец субординации, хорошо относится к подчиненным, которые «знают свое место». Спортсмены высокого класса часто принимают этот тип руководства, так как оно уменьшает их личную ответственность за неудачу. Ответственность переносится на тренера. Выступая в составе команды, такие спортсмены считают, что они выполняют лишь индивидуальные обязательства.

2. Хозяйский: тренер навязывает свою позицию отеческой заботы о спортсменах, уделяет внимание повышению материальных условий спортсменов, вмешивается в их дела, даже сугубо личные. Преувеличенная защита и опека спортсменов может вызвать ответную агрессивную реакцию у некоторых из них. Они будут оказывать тренеру серьезное, сопротивление, который, по их словам, не позволяет им «Даже дышать»: Другие спортсмены постепенно могут привыкнуть к такой системе руководства и будут даже стремиться к ее сохранению, так как при этом любое их действие и желание уже «запрограммированы». Пусть тренер решает за них вопросы, начиная с житейских (квартира, питание) и кончая социальными (организация свободного времени, развлечения, участие в общественных делах и т. п.). В результате такой стиль руководства снижает деловую и общественную активность спортсмена и в ряде случаев лишает его способности вести самостоятельную жизнь.

3. Непоследовательный: это неумелый, несобранный, как правило, деспотичный тренер. Он проявляет видимость могущества, но не уверен в себе. Предпочитает выдвигать в актив более слабого, но покорного, чем более знающего и сильного. Мелочно придирчив, готов идти на компромисс, который поможет ему уйти от ответственности в случае неудачи.

Демократический тип руководства характеризуется тем, что руководитель стремится к коллективному решению проблем. Он пытается руководить так, чтобы каждый член группы принимал максимальное участие в достижении общей цели. Для этого он распределяет ответственность между членами группы, поощряет и развивает отношения между ними, стремясь уменьшить внутригрупповое напряжение, создает атмосферу товарищества и делового сотрудничества. Тренер такого стиля оставляет за собой право руководителя, но рабочий процесс характеризуется обоюдной инициативой.

К примеру, австралийский тренер Ф. Штампфл говорил, что на тренировках он всегда опрашивает спортсменов, что они хотят делать, поскольку надо заставить спортсмена думать, будто идеи и инициатива принадлежат ему.

Позицию демократического руководителя можно охарактеризовать как «первого среди равных». Его власть является необходимостью для рационального выполнения стоящих перед спортсменами задач и не основывается на приказах и репрессиях. Он часто ориентируется на мнение команды, например, при включении игроков в основной состав, нередко предлагает самому спортсмену составить план тренировок или принять тактическое решение, дает возможность спортсменам проявлять имеющиеся у них лидерские наклонности.

Тренер демократического стиля более доступен спортсменам, чем тренер-автократ, спортсмены чувствуют себя с ним свободнее. И охотно с ним общаются. Поэтому тренер демократического стиля может лучше знать состояние спортсменов, их переживания, страхи, тревожность, разочарование. Предоставление в ряде случаев самостоятельности и инициативы способствует формированию у них более зрелого в социальном плане поведения; спортсмены могут принимать более гибкие решения. Отсутствие жесткости и агрессивности тренер с демократическим стилем руководства должен компенсировать большей, чем обычно, включенностью в работу. Он должен мягко, но настойчиво требовать устранения определенных недостатков. Настойчивость, последовательность и такт — главное оружие тренеров этого стиля руководства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по педагогике:

Второе золотое сечение
Болгарский журнал "Отечество" (№10, 1983 г.) опубликовал статью Цветана Цекова-Карандаша "О втором золотом сечении", которое вытекает из основного сечения и дает другое отношение: 44 : 56. Такая пропорция обнаружена в архитектуре, а также имеет место при построении композиций из ...

Типы отклонений в социальном поведении
Отклонения от нормы условно разделятся на четыре группы: физические, психические, педагогические и соци­альные. Физические отклонения от нормы прежде всего связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателя­ми. Психические отклонения от нормы прежде всего связаны с умственным разв ...

Гуманная педагогика в России
Б.М. Теплов (советский психолог) обратившись к детскому возрасту, справедливо заметил: "Восприятие искусства - активный процесс, в который входят и двигательные моменты, и эмоциональное переживание, и работа воображения, и эмоциональное переживание, и "мысленное действование". Это по ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru