Особенности оценочной деятельности учителя в современной начальной школе

Страница 5

Таким образом, «экзаменационное направление» в наших училищах не приносит никаких благих результатов, мешает учащимся овладеть знаниями. «Оно вредно, оно возбуждает в учащихся учиться для экзамена, а не для науки». Кроме того, в современной школе доминирует практика «среднего балла», когда итоговые отметки выводятся из слагаемых отметок, полученных учеником по предмету в течение четверти. Как, например, можно приписать одинаковый содержательный смысл двум «тройкам», если одна выведена из слагаемых «2+4», а другая – «3+3»? Они содержат совершенно разный психологический смысл. Если сегодня ребёнок получил «2» за незнание одного параграфа, то завтра он получит «5» за знание другого параграфа. «Двойка» заставила ученика готовиться более усиленно, чтобы исправить отметку. Но в этом случае пробелы в знании того, невыученного материала не пополнятся, и нельзя будет сказать, что ученик «исправил отметку».

Ш.А. Амонашвили так высказывает по проблеме «среднего балла»: «Средний балл – чисто формальный, несоответствующий действительности фиксатор уровня ЗУНов, т.к. манипуляция баллами не отражает движения и состояния знаний у ребёнка».

Письменная проверка имеет преимущество перед устной, т.к. охватывает весь класс и даёт более ясную картину о знаниях учащихся (если не брать во внимание использование нечестных способов для получения «хорошей» отметки). У такой проверки есть свои отрицательные стороны. Так, например, сильный ученик выполнит задание за несколько минут и будет оставшееся время просто сидеть без дела, а, следовательно, урок для него пройдёт впустую, он уверен, что получит «5» или «4». С другой стороны – слабый ученик, не справляясь с этим же заданием, понимает, что он всё равно не выполнит работу и получит «2», сидит и ждёт звонка.

В зарубежных странах в практике контроля нередко используют «тесты успешности», которые включают в себя несколько десятков заданий, охватывающих основные разделы курса. Однако эти тесты подвергаются серьёзной критике, т.к. преподаватель имеет дело только с конечным продуктом деятельности ученика, не имеет возможности оценить путь, которым шёл ученик к данному ответу. Таким образом, учитель не получает сведений о познавательной деятельности школьника. Кроме того, задания с выборочным типом ответа подавляют самостоятельность, творчество учащихся, часто оказываются необъективными по отношению к способным, думающим ученикам; учащиеся не получают сразу результата, им не указывают, где они совершили ошибку, а, следовательно, возможно запоминание неверных ответов.

Всеобщее среднее образование в России привело к возрастанию количества учащихся в школе, что увеличило количество учеников, нежелающих учиться, а это привело к второгодничеству. Ф.В. Костылев считает, что второгодничество психологически травмирует личность; он пишет: «При наличии соответствующего закона второгодничество превратилось во врага обязательного среднего образования, стало невозможным и бессмысленным».

Свою лепту внесла процентомания, которая возникла с появлением отметок (баллов) и заключалась в действиях, направленных на получение высокого процента успеваемости учащихся нечестным путём, т.е. завышение отметок ученикам. Процентомания возникла очень легко: высокий процент «четвёрок» и «пятёрок» – хороший учитель, низкие показатели – плохой учитель (в число таких учителей нередко попадали учителя, работающие добросовестно и объективно оценивающие знания учащихся, а «хороших» учителей награждали и поощряли). Детям, конечно, это нравилось, т.к. можно не учить урок, а «хорошую» отметку учитель всё равно поставит. Но, если неовладевшего знаниями по предмету ученика перевести в следующий класс, то он не сможет усвоить новый материал по этому предмету и будет неуспевающим.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Статьи по педагогике:

Экспериментальное исследование особенностей развития мелкой моторики рук у детей 6-7 лет с речевыми нарушениями и у детей с нормальным речевым развитием
Цель исследования: Выявить уровень развития мелкой моторики у детей подготовительной группы посредством графических приемов. Задачи: Получение информации о развитии мелкой моторики у каждого ребенка группы; Анализ полученных данных. Методика исследования: Составление карты речевого развития каждого ...

Шкала пересчёта первичных баллов в отметки
Задания экзаменационной работы оцениваются разным количеством баллов в зависимости от типа и трудности. Правильное выполнение заданий с выбором ответа и с кратким ответом оцениваются в 1 балл, за выполнение заданий с развёрнутым ответом можно получить от 0 до 2 баллов в зависимости от полноты и пра ...

История формирования культурно-досуговой деятельности детей
Досуг, или свободное время, как одна из сторон жизни общества в разные эпохи наполнялся различным содержанием, иногда весьма противоречивым. Детский досуг определялся суммой многих факторов, зависящих от провозглашаемых властью принципов общественной и экономической жизни на том или ином отрезке вр ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru