Гуманная педагогика в России

Образование и воспитание » Гуманная педагогика » Гуманная педагогика в России

Страница 2

А вот еще один пример. Ученик что-то не понял и просит учителя объяснить ему еще раз. Тот предлагает спросить у своего соседа по столу. Однако вскоре выясняется, что и сосед, и другие дети тоже не поняли материала. Тогда ребенок снова просит объяснить, но уже для всех. Учитель же отвечает: "А мне по барабану, поняли вы это или нет, вы не для меня учитесь, так что это ваши проблемы".Напрашивается вопрос: "А какие же цели вообще ставит для себя на уроках этот учитель"?

Г.Г. Нейгауз был убежден в том, что занятия искусством - особенно плодотворная почва для воспитания, так как здесь легче открывается все чистое, все лучшее, что заложено в человеке. Именно пробуждение душевной красоты человека и есть первопричина и источник великих дел в искусстве. Он был убежден, что учить музыке надо всех, что необходимо изучать и учитывать все степени одаренности учащихся - "от музыкально почти дефективных до гениальных со всеми промежуточными звеньями". Он считал, что именно прекрасное нужно всем и действует оно на всех. Обучение, особенно в искусстве, есть один из видов познания жизни и мира и воздействия на него. Чем рациональнее и глубже оно будет, чем больше в нем будут господствовать силы разума и нравственности, тем вернее мы дойдем, наконец, до некоего иррационального начала в нашем деле. Ведь жить в этом мире мы должны, делать его лучше в меру наших сил тоже мы должны.

А вот еще один пример "эстетического" воспитания: "По фортепиано - вспоминает Н.И. Сац - меня перевели к выдающемуся профессору В.Н. Аргамакову, от фальшивой ноты он кричал, как кричат у зубного доктора, когда бормашина попала на открытый нерв, а когда я вместо указанных им пальцев (четвертого и пятого), думая, что он не заметит, играла трель вторым и третьим пальцами, мне попадало свернутыми в трубку нотами по шее".

А один из известнейших наших пианистов рассказывал автору этих строк Г. Когану, как он в детстве занимался у некоего небезызвестного педагога. "Мальчик играл, а педагог стоял в отдалении, у окна, и слушал. Вдруг, в какой-то момент из-за плеча мальчика высовывалась голова педагога и раздавался злобный вопль: "А Си-бимоль кто возьмет"?. Мальчика охватывал ужас, с испугу он терял всякое соображение и только мечтал как-нибудь доиграть до конца и побыстрее унести ноги из этого страшного места. Понятно, как мало проку было от таких занятий, от правильных, по существу, замечаний".

К сожалению, рецидивы подобного поведения педагогов встречаются очень часто. Есть в школах педагоги, которые обращаются с учениками непозволительно грубо, издеваются над их ошибками, заставляя их лезть под стол, оскорбляют их, кричат (например: "Ну, играй же как следует, что ты там сопли жуешь"), выкручивают уши, требуют вставать на колени. Между тем это не только недопустимо само по себе, но и наказуемо законом, так как является причинением морального вреда ребенку, под которым подразумеваются физические и нравственные страдания, и наказываются в соответствии со статьей 336 Трудового кодекса РФ, 208 Гражданского кодекса РФ и к данному правонарушению не применяется срок исковой давности. (Иск может быть подан в суд в любое время). Кроме того, подобное поведение также квалифицируется по статье 117 Уголовного кодекса РФ, а именно: как любые действия, связанные с применением как физического, так и психического насилия, если они причинили человеку психические страдания, под которыми понимаются любые отрицательные эмоции человека, которые в течение длительного времени не позволяют ему вести нормальный, естественный для него образ жизни.

Страницы: 1 2 3

Статьи по педагогике:

Использование музыки во внеклассное время в школе глухих
Музыкальное воспитание является частью воспитательного и образовательно-коррекционного процесса в специальных школах для детей с нарушениями слуха, направленного на всестороннее развитие учащихся, их социальную адаптацию. На музыкальных занятиях учащиеся учатся воспринимать музыку (с помощью индиви ...

Влияние музыкального искусства на развитие детей
Младший школьный возраст является одним из самых ответственных этапов развития ребенка. В этот период под влиянием целенаправленного педагогического воздействия формируются важные психические новообразования, происходит становление учебной деятельности, в частности ее мотивации и базовых учебных ум ...

Школа как педагогическая система и объект научного управления
Педагогическая система является самостоятельной развивающейся и управляемой целостностью, состоящей из ряда компонентов. Управление педагогической системой, с одной стороны, сохраняет ее целостность, с другой - позволяет изменять, влиять на действие отдельных ее компонентов. Функционирование педаго ...

Категории

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru