Рациональное природопользование - это система природопользования, при которой полно используются добываемые природные ресурсы и, соответственно, уменьшается количество потребляемых ресурсов, обеспечивается восстановление возобновимых природных ресурсов.
При рациональном природопользовании происходит максимально полное удовлетворение потребностей в материальных благах при сохранении экологического баланса и возможностей восстановления природно-ресурсного потенциала. Поиск такого оптимума хозяйственной деятельности для конкретной территории или объекта является одной из важных прикладных задач науки природопользования.
Составными частями рационального природопользования являются охрана, освоение и преобразование природы. И эти части проявляются в различных формах по отношению к разнообразным типам природных ресурсов. При использовании практически неисчерпаемых ресурсов (энергия солнечного и подземного тепла, приливов и отливов, энергии ветра) рациональность природопользования измеряется наименьшими эксплуатационными расходами, наибольшими коэффициентами полезного действия добывающих производств и установок. Для ресурсов исчерпаемых и невозобновимых (например, минеральных) важны комплексность и экономичность добычи, а также сокращение отходов. Охрана ресурсов, которые являются возобновимыми в ходе использования, направлена на поддержание их продуктивности и ресурсооборота, а эксплуатация должна обеспечивать их экономичную комплексную и безотходную добычу. А также сопровождаться мероприятиями по предотвращению ущерба смежным видам ресурсов. В настоящий момент времени это становится одной из самых актуальных проблем, которую необходимо решать обществу в срочном порядке. Это представляет собой такие вопросы и проблемы, которые уже не терпят отлагательства. Поэтому рациональное природопользование преследует двоякую цель. Во-первых, обеспечить такое состояние окружающей среды, при котором можно было бы удовлетворить наряду с материальными потребностями, такие вопросы, как вопросы эстетики и отдыха. Во-вторых, обеспечить возможность непрерывного получения урожая полезных растений, производства животных и различных материалов путем установления сбалансированного цикла использования и возобновления. На нынешнем этапе развития проблемы охраны окружающей природной среды появляется новое понятие — это экологическая безопасность, под которым понимают состояние защищенности природной среды и жизненно важных экологических интересов человека, прежде всего его прав на благоприятную окружающую природную среду. Научной основой всех этих мероприятий по обеспечению экологической безопасности граждан и рациональному природопользованию служит теоретическая экология, принципы которой ориентированы на поддержание гомеостаза экосистем и на сохранение экзистенционного потенциала.
Охрана природной среды на современном этапе развития общества является элементом самостоятельной, довольно специфической производственной деятельности, которая должна опираться на соответствующую ей экономическую и правовую нормативную основу. Главнейшая роль в создание основ рационального природопользования отводится государственному планированию и регулированию.
Статьи по педагогике:
Исследование и планирование физкультурного праздника
"Мама, папа, я - спортивная семья" для детей младшего школьного возраста
В существующей методической литературе часто встречается, когда спортивные соревнования называют праздниками спорта. Действительно, хорошо организованные соревнования с парадом открытия и закрытия, торжественным награждением победителей являются своеобразным праздником спорта. Но для специалиста фи ...
Анализ подходов к проблеме развития мелкой моторики у детей в
педагогике и психологии
Результаты проведенных психологами исследований и наблюдений показывают, что степень развития движений пальцев рук совпадает со степенью развития речи у ребенка. К сожалению, анализ показателей силы кисти правой руки школьников за последние десятилетия показывает во всех возрастных группах отрицате ...
Волевые качества у учащихся
Воспитание воли ребенка один из центральных вопросов педагогики. Нередко приходится наблюдать детей нерешительных и неуверенных, с вялыми движениями, неустойчивых в своих желаниях, отступающих перед малейшими затруднениями. От них всегда слышишь: "Я не умею", "Я не хочу", " ...