Влияние музыкального искусства на развитие детей

Страница 2

Подчеркнем, что музыкальное воспитание признано одним из основных направлений формирования нравственной личности. А.В. Сухомлинский писал: "Культура воспитательного процесса в школе во многом определяется тем, насколько насыщена школьная жизнь духом музыки. Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека".

Важнейшей задачей музыкального воспитания в общеобразовательной школе признано "воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, прежде всего на их нравственность".

Трудно переоценить роль музыки в эстетическом развитии детей. В процессе музыкального воспитания обостряется восприимчивость ко всему миру эстетических ценностей, к прекрасному в жизни и искусстве. Дети учатся не только правильно, но и эмоционально, выразительно выполнять танцевальные движения, петь, передавая характер музыки и смысл текста. Они становятся грамотными и благодарными слушателями, глубоко чувствующими и понимающими хорошую музыку.

С помощью музыкального воспитания совершенствуются творческие способности детей. Все виды музыкальной деятельности - восприятие музыкальных произведений, их исполнение, создание - по своему психологическому механизму связаны с развитием воображения и творчества.

Восприятие музыкального произведения всегда является отражением определенного логического процесса, организованного в звуковом материале, что развивает чувство формы, способность эстетического осмысления музыкальных произведений, внутренних связей элементов целого. Слушая музыку, ребенок сопоставляет, анализирует звуковой материал. Пытаясь понять язык музыки, ребенок учится думать.

Таким образом, музыка, как и другие виды искусства, развивает не только "специфическую", но "всеобщую, универсальную способность человека, …которая, будучи развитой, реализуется в любой сфере деятельности и познания…".

Подчеркнем, что музыка широко используется в лечебных и коррекционных целях. Известно, что внешние воздействия, связанные с музыкой, вызывают реакцию всего организма. Это позволяет применять музыкальные средства в системе психосоматических и психотерапевтических мероприятий (Б.В. Асафьев, В.М. Бехтерев, Л.С. Брусиловский, А.Н. Борисов, И.М. Догель, Е.П. Жиляев, С.С. Корсаков, Ю.П. Лисицын, В.И. Петрушин, И.В. Темкин, К. Рюгер, Г.П. Шипулин, В.С. Шушурджан и др.). Музыкотерапия, как один из видов арттерапии, оказывает влияние на регулирование психовегетативных процессов, физиологических функций организма, психоэмоционального состояния, на приобретение новых средств эмоциональной экспрессии, облегчение усвоения новых положительных установок и форм поведения, коррекцию коммуникативных функций, активизацию творческих проявлений. Музыка широко применяется в специальной педагогике в коррекционно-развивающей работе со всеми категориями детей с нарушениями в развитии.

Музыкальное развитие, как подчеркивает Н.А. Ветлугина в книге "Музыкальное развитие ребенка", явление сложное многозначное. Музыкальное воспитание как педагогический процесс охватывает ход внутренних процессов и внешних влияний в их единстве, учитывая внутренние законы развития ребенка и влияние на это развитие внешних условий. Движущими силами музыкального развития являются прежде всего воздействия обучения и воспитания, обстоятельства внешней жизни, а также качественные изменения в психических процессах, вызываемые музыкальными переживаниями ребенка. На основании накопленного опыта и сформированного уровня музыкального развития ребенок сам активно участвует в процессе дальнейшего развития. Его музыкальность зависит от врождённых индивидуальных задатков, но она есть и результат развития в процессе обучения и воспитания.

Таким образом, музыкальное развитие и воспитание взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии. Обучение способствует развитию, Но и уровень развития определяет успешность обучения. Приобретая определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству, у них формируется музыкально-эстетическое сознание. Развитие у детей эмоций, интересов, вкусов способствует приобщению их к музыкальной культуре, что важно для их общего духовного становления.

Страницы: 1 2 

Статьи по педагогике:

Дошкольное образование в Великобритании
Ключевым тут является слово «дошкольная». Основной функцией британских дошкольных учреждений является подготовка к школе. Они и называются школами. И если французскую материнскую школу можно назвать детским садом, английское заведение для малышей – это именно школа. Дошкольные группы часто организу ...

Основные типы технологий в учебных заведениях нового типа
В качестве первого фактора (интегрированной характеристики) университета дистанционного обучения рассматривается тип используемых в учебном процессе информационных технологий. При этом необходимо подчеркнуть два важных аспекта. Во-первых, такая очередность рассмотрения факторов вовсе не означает пр ...

Формы дистанционного обучения
Методы и средства обучения относятся к сущности ым ха­рактеристикам дидактического процесса. Они могут обес­печить достижение требуемых целей обучения, если бу­дет в наличии необходимая для этого материально-техническая база, а преподавателю предоставят право выбора организационной стороны обучения ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru