Отклонения от нормы условно разделятся на четыре группы:
физические, психические, педагогические и социальные.
Физические отклонения от нормы прежде всего связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателями.
Психические отклонения от нормы прежде всего связаны с умственным развитием ребенка, его психическими недостатками: задержка психического развития (ЗПР) и умственная отсталость детей, или олигофрения. К психическим отклонениям относятся также нарушения речи разной степени сложности, нарушения эмоционально-волевой сферы ребенка.
Особую группу отклонений представляет одаренность детей. Это своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения какой-либо деятельности. В настоящее время разработаны уникальные методики, позволяющие обнаружить ранние способности детей к музыке, изобразительному искусству, некоторым видам спорта, интеллектуальные способности детей, а также методики их формирования.
Причины физических и психических отклонений у детей весьма основательно проработаны в науке. Для диагностики физических и психических недостатков создается постоянная межведомственная психолого-медико-педагогическая комиссия.
Педагогические отклонения — такое понятие недавно введено в оборот в педагогике и социальной педагогике. В последние годы в России появились дети, которые в силу определенных обстоятельств не получили образование. Такие отклонения от нормы могут быть названы педагогическими. Педагогической нормой, или нормой образования, являются стандарты общего образования, которые приняты в стране.
Однако есть дети, не получившие общего образования.
Следует иметь в виду также довольно большую категорию детей, которые самостоятельно не способны выбрать вид профессиональной деятельности в силу нарушения социального развития на предшеству-ющих этапах - дети, не получившие профессионального образовани.я.
Социальные отклонения связаны с понятием «социальная норма». Социальная норма — это правила, образец действия или мера допустимого (дозволенного или обязательного) поведения или деятельности людей или социальных групп, которое официально установлено или сложилось на том или ином этапе развития общества.
В социологической, психологической и педагогической литературе достаточно основательно проработаны проблемы детей с отклоняющимся поведением. В научной педагогической литературе для этой категории детей используются различные термины: «трудный», «трудновоспитуемый», «ребенок с девиантным, асоциальным поведением» и др.
Для оказания помощи таким детям создаются специализированные социальные службы, специальные школы или специальные профессиональные учебные заведения.
Статьи по педагогике:
Взаимодействие семьи, школы и микросоциума в организации профилактики отклоняющегося
поведения подростков
Есть вечные темы, не теряющие своей актуальности не только в социальной педагогике, но и в обществе в целом. Среди таких тем – взаимодействие семьи, школы и микросоциума. Школа во все времена стремилась усилить свое влияние на семью, чтобы вместе с нею максимально реализовать все способности ученик ...
Требования к знаниям и умениям, приобретаемым при изучении дисциплины
Содержание дисциплины ориентированно на подготовку различных специалистов, обучающихся в средне-профессиональных учебных заведениях. Перед изучением курса студент должен освоить такие дисциплины, как «Науки о Земле», «Общая биология», «Физическая география», «Экономическая география». У студента до ...
Особенности развития техники чтения в младшем школьном возрасте
Чтение, по словам многих учёных, психологов, педагогов играет огромную роль в образовании, воспитании и в развитии человека. "Чтение - главное орудие начальной школы, которым она может действовать как на умственное, так и на нравственное развитие своих учеников, развивать и укреплять их мысль ...