Типы отклонений в социальном поведении

Отклонения от нормы условно разделятся на четыре группы:

физические, психические, педагогические и соци­альные.

Физические отклонения от нормы прежде всего связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателя­ми.

Психические отклонения от нормы прежде всего связаны с умственным развитием ребенка, его психическими недостатка­ми: задержка психического развития (ЗПР) и умственная отста­лость детей, или олигофрения. К психическим отклонениям относятся также нарушения речи разной степени сложности, нарушения эмоционально-волевой сферы ребенка.

Особую группу отклонений представляет одаренность детей. Это своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее ус­пешность выполнения какой-либо деятельности. В настоящее время разработаны уникальные методики, позволяющие обнаружить ранние способности детей к музыке, изобразительному искусству, некоторым видам спорта, интел­лектуальные способности детей, а также методики их формирования.

Причины физических и психических отклонений у детей весьма основательно проработаны в науке. Для диагностики физических и психических недостатков со­здается постоянная межведомственная психолого-медико-педа­гогическая комиссия.

Педагогические отклонения — такое понятие недавно введено в оборот в педагогике и социальной педагогике. В последние годы в России появились дети, которые в силу определенных обстоятельств не получили обра­зование. Такие отклонения от нормы могут быть названы педа­гогическими. Педагогической нормой, или нормой образова­ния, являются стандарты общего образования, которые приня­ты в стране.

Однако есть дети, не получившие общего образования.

Следует иметь в виду также довольно большую категорию детей, которые самостоятельно не способны выбрать вид про­фессиональной деятельности в силу нарушения социального развития на предшеству-ющих этапах - дети, не получившие профессионального образова­ни.я.

Социальные отклонения связаны с понятием «социальная норма». Социальная норма — это правила, образец действия или мера допустимого (дозволенного или обязательного) пове­дения или деятельности людей или социальных групп, которое официально установлено или сложилось на том или ином эта­пе развития общества.

В социологической, психологической и педагогической лите­ратуре достаточно основательно проработаны проблемы детей с отклоняющимся поведением. В научной педагогической литературе для этой категории детей используются различные термины: «трудный», «трудновоспитуемый», «ребенок с девиантным, асоциальным поведением» и др.

Для оказания помощи таким детям создаются специализиро­ванные социальные службы, специальные школы или специальные профессиональные учебные заведения.

Статьи по педагогике:

Содержание занятий математического кружка в 5-ом классе
Занятие №1. «Цифры у разных народов». Рассказать об арабской и римской нумерации. В ходе беседы решить задачи: Записать арабскими цифрами: ХХV, CХIV, XCII, MMDLXXI. Записать римскими цифрами: 37, 92, 2164, 3068, 4527, 183693. В данных неверных равенствах переложить по одной «спичке», чтобы все раве ...

Метод научно-педагогических исследований
Понятие «метод» (греч. methodos) с древнейших времен использовалось как синоним выражений «путь исследования, способ познания». Современная философия трактует его как форму практического и теоретического освоения действительности, систему способов, приемов, принципов и подходов, которые может испол ...

Структура и содержание индивидуальной профилактической программы работы социальных педагогов с несовершеннолетним правонарушителем
Оптимальный выбор индивидуально-профилактических мер воздействия на личность правонарушителя в значительной сте­пени зависит от того, насколько состоятельны профилактичес­кие программы ее социального оздоровления, которые по мнению работника ОВД по делам несовершеннолетних . и в соответсвии с нашим ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru