Конструктивная деятельность учителя музыки

Образование и воспитание » Конструктивная деятельность учителя музыки

Работа педагога - это всегда очень трудный процесс. А в наше время, когда престижность профессии падает, все особенно усложняется. В сфере искусства круг задач, стоящих перед педагогом, особенно широк, отсюда и особая сложность нашей профессии. Вся наша деятельность предполагает творческий подход к работе. В этом, может быть, и состоит основная трудность.

Творчеству нельзя научить, но можно научить творчески работать. Для этого мы и стремимся воспитать в учениках характер, волю, настойчивость в усвоении знаний, любовь к труду. Все эти качества помогают воспитывать профессионально грамотного музыканта. Чтобы научить учащегося творчески подходить к занятиям, педагог должен стремиться не преподносить все в открытом виде, а всегда давать «пищу» для размышления на уроке и в домашней работе.

Мы должны научить своего ученика слушать и слышать, наблюдать и делать отбор. Прививать ученику общую культуру, открыть ему эстетическую и познавательную ценность музыки, воспитать слух, руководить воспитанием пианистического мастерства.

Дарование и мастерство музыканта - педагога проявляются в умении выявить и развить лучшие задатки каждого учащегося, способствовать формированию его индивидуальности. Опытный педагог органично сочетает в своей работе воспитание - выявление и развитие лучших задатков ученика - и обучение, т. е. передачу ученику знаний, умений, приемов исполнительской работы.

Из собственного практического опыта с малоспособными учащимися можно сказать, что такая работа не только дает пользу учащемуся, но и обогащает методы работы самого преподавателя. Если способный ученик и ученик со средними данными сам может выучить произведение наизусть, то с малоспособным учеником приходится заниматься этим на уроке. Научить его ориентироваться в тональности, может быть, поучить наизусть каждой рукой отдельно, внимательно вслушаться в мелодию, пропеть ее, изучить и проанализировать гармонические тяготения.

Возьмем такой пример: все учащиеся знают, что надо играть точной аппликатурой. Но одного этого знания оказывается мало. Надо объяснить учащемуся, что от аппликатуры зависит насколько полно, технически совершенно и точно передает он характер произведения. Начинать такую работу надо с более легкого, для данного учащегося, материала.

Можно попробовать дать для разбора нетрудный этюд на дом, предварительно на уроке разобрав аппликатуру другого подобного этюда. Затем, на следующем уроке, подробно разобрать продуманную и выученную учеником дома аппликатуру. Причем, отметить и достоинства, и недостатки этой работы. Такая схема, в принципе, подходит к любому произведению.

Если учащегося нацелить сразу на такой стиль работы, то он быстро поймет, что это наиболее короткий путь грамотного разбора и выучивания произведения наизусть. В дальнейшем, он сам не захочет усложнять работу переучиванием аппликатуры и сразу будет творчески подходить к такой работе.

Таким образом, особенно важной становится преподавательская деятельность учителя музыки, ее особенности и результативность, а так же подготовленность и мастерство самого учителя. От того насколько хорошо выстроит свою деятельность учитель, построение и ход урока, какие поставит перед собой и учащимся цели, будет зависеть качество процесса образования, его эффективность и решение поставленных образовательных задач.

Цель нашей работы – рассмотреть конструктивный аспект деятельности учителя музыки.

Задачи:

проанализировать литературу по заявленной теме.

Рассмотреть основные виды педагогической деятельности

Раскрыть понятие «конструирование» в структуре педагогической деятельности

Выявить особенности конструктивной деятельности учителя музыки.

Сформулировать выводы по работе

При написании данной работы мы опирались на труды и исследования В.В. Краевского, И. Лернера, М.Н. Скаткина, Л.Г. Арчажниковой, Д.Б. Кабалевского, Н.В. Кузьминой и др.

Проблемой содержания образования занимались М.Н Скаткин, В.В. Краевский и другие исследователи, на теории которых мы опирались в первой главе.

Так, М.Н Скаткин и Е.В. Краевский неотъемлемыми компонентами содержания образования наряду со знаниями и умениями, которыми человек овладевает в процессе обучения, считают опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценносного отношения к окружающему миру. Это можно проследить в работе по дидактике Е.В. Краевского о том, что без единства преподавания и воспитательной работы реализовать творческий потенциал педагога невозможно.

В своей работе «Психология труда и личности учителя» Маркова А.К. придавала огромное значение конструктивной деятельности учителя. Так по ее мнению никакое развитие невозможно без планомерного и системного подхода к содержанию образования. Педагогический процесс должен включать в себя обязательные конструктивные моменты.

В работах таких педагогов как И. Исаев, Е. Шиянов, В. Сластенин, раскрываются антропологические, аксиологические основы педагогики, теория и практика целостного педагогического процесса; организационно-деятельностные основы формирования базовой культуры школьника, дается характеристика педагогических технологий, в том числе конструированной деятельности как одной из основ осуществления педагогического процесса.

В области методики музыкального воспитания деятельность учителя рассматривается с учетом специфики урока музыки. Многогранная деятельность учащихся на уроке, широкий спектр задач, стоящих в процессе музыкального воспитания в общеобразовательной школе, подразумевает многоаспектность художественно-педагогической деятельности учителя музыки. В связи с этим в методических источниках выделяются следующие виды деятельности: организаторская, коммуникативная, исполнительская, исследовательская и конструктивная. Однако ни один из этих видов деятельности не получил широкого освещения. В частности, авторы учебного пособия «Методика музыкального воспитания» Л.Г. Дмитриева и Н.М. Черноиваненко лишь в общих чертах представляют обозначенную выше структуру педагогической деятельности учителя музыки.

Особое внимание нами было уделено работам Д.Б. Кабалевского и Л.Г. Арчажниковой. В своих трудах они рассматривали особенности профессии учителя музыки, с точки зрения определенных требований, предъявляемых к представителям данной профессии. Так особое внимание уделялось роли учителя в ознакомлении детей с музыкальными произведениями, где педагогическая задача учителя состоит в такой организации процесса познания искусства, которая способствует естественному и органическому проявлению собственных духовных сил ребенка, соответствующей данной ступени его развития. Учитель должен не только систематизировать разрозненные знания ребенка о музыке, но и организовать работу по усвоению детьми новых знаний, получению чувственного опыта, эстетических переживаний.

На основании анализа доступной нам литературы можно сделать следующие выводы:

Содержание конструктивной деятельности в общей структуре педагогической деятельности достаточно широко рассматривается в общепедагогических и дидактических источниках. Отмечается важность конструктивной деятельности педагога в достижении воспитательных и образовательных задач в процессе обучения.

В области методики музыкального воспитания конструктивная деятельность рассматривается в структуре художественно-педагогической деятельности учителя. Содержание конструктивной деятельности представлено в связи с планированием урока и внеклассных музыкальных занятий. Должного освещения конструктивная деятельность учителя музыки в методической литературе не получила.

Несмотря на это в деятельности преподавателя музыки чрезвычайно важным является планирование и проектирование своей работы. Поэтому нам представляется важным рассмотреть такой компонент деятельности учителя как конструктивность. Таким образом, данная проблема является достаточно актуальной на сегодняшний день, что и побудило нас обратиться к данной теме.

Статьи по педагогике:

Исследование физико-географических условий Северного морского пути
Льды являются единственным препятствием для признания Северного морского пути – путем обычного нормального плавания. Толщина однолетних льдов 0,8–1,8 м, многолетних 3–4 м. Торосы обычно имеют высоту 3–5 м, в отд. случаях до 10–15 м. Встречаются айсберги и ледяные острова – оторвавшиеся участки шель ...

Психофизиологические особенности учащихся среднего школьного возраста
В своем развитии ребенок проходит ряд этапов, или возрастных периодов, а именно: младенчество (от рождения до одного года); раннее детство (от 1 года до 3 лет); дошкольный возраст (от 3 до 7 лет); младший школьный возраст (от 7 до 10-11 лет); подростковый, или средний школьный возраст (от 10-11 до ...

Теоретический анализ понятия «отклоняющееся поведение»
Социальная норма — это правила, образец действия, мера допустимого (дозволенного или обязательного) поведения или деятельности людей (социальных групп), которая официально установлено или сложилось на том или ином этапе развития общества. Фактически социальные нормы выступают моделью должного повед ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru