Традиционный подход к формированию представлений о множестве разработала А.М. Леушина и включила в свою работу Л.С. Метлина.
Во второй младшей группе начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений. От того, насколько успешно будет организованно первое восприятие количественных отношений и пространственных форм реальных предметов, зависит дальнейшее математическое развитие детей.
Основная задача в данной группе состоит в том, чтобы познакомить детей с множеством, показать, что всякое множество состоит из отдельностей, научить видеть каждый элемент внутри множества, чем бы это множество ни было выражено (предметами, звуками и др.)
Содержание знаний о множестве включает:
- понимание того, что несколько предметов, игрушек, находящихся рядом, обозначаются словом много, одиночные предметы – словом один;
- понимание вопроса сколько?, выражение столько – сколько, поровну, по одному, больше – меньше;
- умение составлять группу из отдельных предметов, разложить группу на отдельные предметы;
- знания о равенстве или неравенстве групп по количеству элементов, умение последовательно накладывать один предмет на другой или прикладывать один предмет к другому и именно так сравнивать одну группу с другой; ознакомление с тем, как образуются равенства или неравенства путем добавления или отнимания одного предмета (единицы).
Математическое развитие детей четвертого года жизни осуществляется в основном под влиянием целенаправленного обучения на коллективных занятиях математике. Параллельно с этой работой проводится работа с детьми в повседневной жизни и на других занятиях.
Занятия по математике проводят с начала учебного года, т. е. с 1 сентября. В сентябре занятия целесообразно проводить с подгруппами (по 6-8 человек), но при этом охватить всех детей данной возрастной группы. С октября в определенный день недели занимаются сразу со всеми детьми. Обучение детей младшей группы носит наглядно-действенный характер.
Основными методическими приемами формирования представлений о множестве служат дидактические игры и упражнения с конкретными множествами (предметами, игрушками, геометрическими фигурами). Широко используются различные карточки.
Работу с малышами начинают со знаний на подбор и объединение предметов в группы по общему признаку (Отбери все синие кубики и т. п.). Пользуясь приемами наложения или приложения, дети устанавливают наличие или отсутствие взаимно-однозначного соответствия между элементами групп предметов (множеств).
Понятие взаимно-однозначного соответствия для двух групп состоит в том, что каждому элементу первой группы соответствует только один элемент второй и, наоборот, каждому элементу второй группы соответствует только один элемент первой (чашек столько, сколько блюдец; кисточек столько, сколько детей).
В организации обучения детей можно выделить три ступени:
- приучать их смотреть за действиями взрослых с предметами, слушать, как словом характеризуются эти действия;
- учить их действовать и сопровождать действия словами;
- побуждать их повторять за взрослыми сказанное о свойствах, качествах предметов.
Важно, чтобы новые знания всегда опирались на ранее приобретенные, а полученные знания дети умели применять в других видах деятельности, т. е. в разных условиях.
На одном из первых занятий дети узнают, что всякая совокупность составляется из отдельных предметов и что одна может быть раздроблена на несколько предметов. В связи с этим дети знакомятся с выражениями много, один, по одному, ни одного.
Вот как примерно проходит это занятие. Воспитательница вносит поднос, на котором расположены кубики двух цветов в количестве, равном числу детей. Кубики раздаются детям по одному. Воспитательница спрашивает у каждого, сколько у него кубиков. Обобщая ответы детей, подчеркивает, что у всех по одному кубику, а на подносе нет ни одного. Затем каждый кладет на поднос только один кубик, и множество растет на глазах у детей. Воспитательница обращает внимание детей на то, что на подносе теперь много кубиков, а у детей ни одного. Далее дети вновь получают по одному кубику. Воспитательница показывает две полки, нет ни одного кубика, и предлагает детям на одну полку поставить все красные кубики, на другую – все синие.
На смену кубикам появляются утки (серые селезни и белые утки) в соответствии с количеством детей, с ними проводится такое же упражнение.
Статьи по педагогике:
Я-концепция в структуре личности
Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определенный «образ Я». Древние философы много внимания уделяли самопознанию личности. «Всем людям свойственно по ...
Динимака экзаменационных заданий по типу и содержанию
Работа включает в себя 3 типа заданий (задания с выбором ответа, с кратким ответом, с развёрнутым ответом) и общее количество заданий равно 30 (в 2012 году предполагается сделать 31 задание) [3]. Изменение количества заданий экзаменационных работ по типу и по годам проведения представлены в таблице ...
Методические рекомендации по формированию просодической стороны речи у детей
с двигательной патологией
Методические рекомендации разработаны с учетом особенностей работы логопеда в МДОУ №12 компенсирующего вида для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Следует отметить, что в детском саду №12 «Ромашка» компенсирующего вида для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата сложилась св ...