Грибки могут сменяться рыбками, кольцами, кружками. Но как бы ни менялись предметы, их надо положить столько, сколько дано на карточке. Дети начинают понимать, что количество не зависит от характера предметов, что оно может быть равным при разных предметах, образующих множество.
Так постепенно представления о равномощности множеств расширяются, дети усваивают значение слов столько — сколько.
Следующий прием, которым должны овладеть дети, - это прием приложения. Детям раздаются листки бумаги с двумя полосками. На верхней полоске наклеиваются или рисуются несколько красных кружков (или предметов), нижняя полоска остается пустой; на ней дети должны раскладывать кружки (или предметы), которых дается больше, чем нарисовано на карточке. Воспитательница, опираясь на имеющиеся у детей знания, предлагает сначала наложить синие кружки на красные в равном количестве, потом показывает, как синие кружки, снимая один за другим слева направо, надо разложить на нижней полоске под красными.
Далее задание усложняется: воспитательница дает детям желтые кружки и предлагает сразу разложить их на нижней полоске под красными, точно один под другим, начиная слева. Чтобы дети проверили себя, верно ли они разложили на нижней полоске желтые кружки, воспитательница предлагает наложить их на красные. «Кто ошибся и взял желтых кружков больше, у того они останутся, их некуда будет класть»,— говорит воспитательница.
Очень важно при проведении этих занятий не оставлять без внимания ошибки детей, но и не ограничиваться подчеркиванием их, а выразить уверенность, что в следующий раз дети будут более внимательны и сумеют разложить кружки правильно. Надо обратить внимание детей и на причину их ошибок, в частности на иные интервалы между кружками по сравнению с образцом.
В тех случаях, когда дети хорошо усвоили прием наложения, они обычно быстро усваивают и прием приложения.
После четырех-пяти занятий с использованием различных вариантов приема приложения дети усваивают этот прием.
Большое значение в этот период придается упражнениям в сопоставлении численностей множеств, воспринятых при активном участии разных анализаторов. Это обеспечивает образование межанализаторных связей, способствует обобщению количественных представлений. Детям предлагают, например, хлопнуть в ладоши столько раз, сколько матрешек, притопнуть ногой столько раз, сколько собачек. Не умея считать, малыши воспроизводят множество звуков на основе только чувственного восприятия: они хлопают в ладоши, или поднимают руку, или стучат молоточком столько же раз, сколько постучал воспитатель.
Вначале воспитатель извлекает только 1 звук, а когда дети поймут смысл задания, им предлагают воспроизвести от 1 до 3 звуков. Педагог стучит ритмично, четко отделяя один звук от другого. Если дети затрудняются выделить отдельные звуки, то, извлекая их, педагог произносит: «1, еще 1, еще 1». Более трудными являются задания: отложить на каждый звук 1 игрушку или показать карточку, на которой нарисовано столько же игрушек (кружков), сколько раз ударил молоточек, и т. п. Педагог объясняет: «Внимательно слушать. Как только ударит молоточек, поставьте пальчик на кружок, вот так еще раз ударит молоточек, переставьте пальчик на следующий кружок… у кого на карточке нарисовано столько кружков, сколько раз ударит молоточек, тот поднимает карточку». Сначала всем детям даются карточки с одинаковым количеством рисунков предметов, а в дальнейшем они одновременно работают с разными карточками, на которых может быть изображено от одного до трех кружков или предметов. Постепенно дети научаются попарно сопоставлять элементы множеств, воспринимаемых разными анализаторами.
В результате такой работы они овладевают способами практического сопоставления элементов 2 сравниваемых множеств один к одному и убеждаются, что численности множеств могут быть равными и неравными. Одних предметов может быть и больше, и меньше, и столько же, сколько других. У детей возникает потребность точно обозначить эти различия. Они начинают употреблять отдельные слова – числительные – и становятся готовыми к усвоению счета. Считать их будут учить уже в средней группе.
Под влиянием обучения дети проявляют способность различать множество предметов и множество звуков, самостоятельно создавать множества из предметов, усваивать смысл слов много, мало, один, относить их к соответствующим группам предметов, звуков, движений.
Статьи по педагогике:
Школа как педагогическая система и объект научного управления
Педагогическая система является самостоятельной развивающейся и управляемой целостностью, состоящей из ряда компонентов. Управление педагогической системой, с одной стороны, сохраняет ее целостность, с другой - позволяет изменять, влиять на действие отдельных ее компонентов. Функционирование педаго ...
Дошкольная педагогика Германии
Отцом всей дошкольной педагогики я считаю Фридриха Фребеля. Закончив в 1801 Йенский университет, в возрасте девятнадцати лет он начал работать у И.Г. Песталоцци в Ивердонском институте. В 1837 году, умудренный опытом, он открыл в Бланкенбурге (Тюрингия) учреждение для игр и занятий детей младшего в ...
Психологические основы контроля знаний учащихся
В 80-х гг. XX века работники образования постепенно стали приходить к выводу, что необходимо в условиях тогда еще советской школы выдвинуть на первый план качество знаний школьников. Действительно, незачем даже ставить перед собой другие проблемы, существующие в школе, не решив сначала этот вопрос. ...