Анализ уровня обучаемости учащихся лицея

Образование и воспитание » Уровень обучаемости » Анализ уровня обучаемости учащихся лицея

Страница 1

Проводя исследования учащихся, поступающих в образовательное учреждение начального профессионального образования для получения специальности, педагоги Качканарского технического лицея детально анализируют начальный уровень развития ученика с помощью входной диагностики. Одним из направлений является определение уровня обучаемости поступающих в лицей.

Были подобраны такие методы, которые не только исследовали уровень обучаемости, но и развивали его. В первую очередь использовались математические методы, так как именно математика вносит существенный вклад в развитие мышления и в формирование умственной деятельности учащихся.

Наряду с традиционными методами широко использовались обучающие игры, потому что во время игры у учащихся развиваются такие качества, как готовность к сотрудничеству, взаимопомощь, способность к решению проблем, коммуникативность, интерес к самостоятельной деятельности и др.

Для успешного проведения игры с математическим содержанием преподавателю необходимо продумать следующие вопросы методики:

определение места игры в системе других видов деятельности на уроке;

целесообразность использования их на разных этапах изучения материала;

разработка методики проведения игр с учетом цели урока, уровня подготовленности учащихся, их индивидуальных особенностей развития;

требования к содержанию игровой деятельности с учетом личностного подхода к обучению.

При исследованиях используются пять тренинговых игр. Методика их проведения изложена ниже.

1. Игра «Смотри не ошибись».

Игра позволяет развить обобщенность мыслительной деятельности, логичность мышления, способствует формированию умений объединить фрагменты в логическое целое, развивает способности к классификации понятий, абстрагированию.

Игра состоит из нескольких этапов. Вначале проецируются через кодоскоп и с помощью фронтальной работы с группой повторяются все формулы сокращенного умножения.

Затем группа делится на 6 команд (по 4 человека), каждому игроку команды присваивается номер. Для проведения игры необходимы предварительные записи на откидных досках или ватмане – задания командам.

Игру ведет учитель. К доске вызываются учащиеся поочередно из каждой команды. Выполнивший задание приносит команде 5 очков, не справившийся с заданием лишает команду 3 очков. Результаты соревнования записываются на доске. За нарушение дисциплины снимается 1 очко.

2. «Математический калейдоскоп».

Игра помогает увеличить объем внимания и его устойчивость, способствует развитию концентрации внимания; формирует логические приемы мышления; развивает умение анализировать, синтезировать и выделять существенное; способствует развитию логического запоминания, основанного на логических связях, отражающих наиболее важные и существенные стороны объектов, развивает зрительную память.

Учитель заблаговременно готовит на ватмане рисунки – «Цветок», «Солнышко», «Числовая мельница», «Числовой фейерверк», результаты вычислений, таблицу записи ответов, таблицу подсчета баллов. Группа делится на 6 команд по 4 человека в каждой. Игра проводится в 4 этапа. На каждом этапе команде выдается одно задание и после его выполнения проводится проверка.

Работа прекращается при выполнении задания одной из команд. За каждый верно решенный пример – 1 балл. Оценка выставляется в журнал всей команде по схеме: 13 баллов – «5»; 10–12 баллов – «4»; 8–9 баллов – «3».

3. Игра «Кто внимательнее».

Игра способствует развитию различных свойств памяти, мышления, развивает самостоятельность, трудолюбие, усидчивость, деловитость, функции самоконтроля, сообразительность и находчивость, внимание, логическое мышление.

Игра проводится по принципу игры «Смотри не ошибись». Все правила игры и подведение результатов сохраняются.

4. Игра «Лото».

Игра направлена на развитие концентрации, переключение и распределение внимания, активно тренирует память.

В специальном конверте учащимся предлагается набор карточек. Лучше, если их будет больше, чем ответов на «Большой карте»), которая тоже вложена в конверт. Ученик достает «Большую карту», решает задание на «Карточке с заданием» и накрывает ею соответствующий ответ на «Большой карте». Карточки накладываются лицевой стороной вниз. Если все примеры решены правильно, то обратные стороны карточек составляют какой-то шифр: рисунок, чертеж, букву и т. д. Учитель, проходя по рядам, легко определяет результаты работы.

5. Игра «Подумай – победи».

Игра развивает умения анализировать, находить единственное правильное решение и решать проблемные ситуации.

В игре участвуют от двух до шести команд. Ведущий показывает командам планшет, на левой стороне которого написаны задания (6–10), а в верхнем ряду – ответы (6–10). Вопросы и ответы пронумерованы.

Страницы: 1 2

Статьи по педагогике:

Аддиктивное поведение - первый шаг к наркозависимости
В последнее время все чаще в социально-педагогической литературе рассматривается понятие «аддиктивное поведение». Мы будем опираться на определение аддиктивного поведения, предложенное С.А. Кулаковым (1989). Автор трактует аддиктивное поведение как злоупотребление одним или несколькими психоактивны ...

Сущность и основные принципы управления педагогическими системами
В педагогической науке и практике все более усиливается стремление осмыслить целостный педагогический процесс с позиций науки управления, придать ему строгий научно обоснованный характер. Справедливо утверждение многих отечественных и зарубежных исследователей о том, что управление реально и необхо ...

Применение методов Е.Б. Вахтангова в современных педагогических ВУЗах
Традиционной особенностью российской системы образования является ее профессиональная направленность. Между тем изменения социально-экономической ситуации в стране создают предпосылки к конкретным преобразованиям в системе высшего педагогического образования. И тому есть причины. В частности, паден ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru