Проводя исследования учащихся, поступающих в образовательное учреждение начального профессионального образования для получения специальности, педагоги Качканарского технического лицея детально анализируют начальный уровень развития ученика с помощью входной диагностики. Одним из направлений является определение уровня обучаемости поступающих в лицей.
Были подобраны такие методы, которые не только исследовали уровень обучаемости, но и развивали его. В первую очередь использовались математические методы, так как именно математика вносит существенный вклад в развитие мышления и в формирование умственной деятельности учащихся.
Наряду с традиционными методами широко использовались обучающие игры, потому что во время игры у учащихся развиваются такие качества, как готовность к сотрудничеству, взаимопомощь, способность к решению проблем, коммуникативность, интерес к самостоятельной деятельности и др.
Для успешного проведения игры с математическим содержанием преподавателю необходимо продумать следующие вопросы методики:
определение места игры в системе других видов деятельности на уроке;
целесообразность использования их на разных этапах изучения материала;
разработка методики проведения игр с учетом цели урока, уровня подготовленности учащихся, их индивидуальных особенностей развития;
требования к содержанию игровой деятельности с учетом личностного подхода к обучению.
При исследованиях используются пять тренинговых игр. Методика их проведения изложена ниже.
1. Игра «Смотри не ошибись».
Игра позволяет развить обобщенность мыслительной деятельности, логичность мышления, способствует формированию умений объединить фрагменты в логическое целое, развивает способности к классификации понятий, абстрагированию.
Игра состоит из нескольких этапов. Вначале проецируются через кодоскоп и с помощью фронтальной работы с группой повторяются все формулы сокращенного умножения.
Затем группа делится на 6 команд (по 4 человека), каждому игроку команды присваивается номер. Для проведения игры необходимы предварительные записи на откидных досках или ватмане – задания командам.
Игру ведет учитель. К доске вызываются учащиеся поочередно из каждой команды. Выполнивший задание приносит команде 5 очков, не справившийся с заданием лишает команду 3 очков. Результаты соревнования записываются на доске. За нарушение дисциплины снимается 1 очко.
2. «Математический калейдоскоп».
Игра помогает увеличить объем внимания и его устойчивость, способствует развитию концентрации внимания; формирует логические приемы мышления; развивает умение анализировать, синтезировать и выделять существенное; способствует развитию логического запоминания, основанного на логических связях, отражающих наиболее важные и существенные стороны объектов, развивает зрительную память.
Учитель заблаговременно готовит на ватмане рисунки – «Цветок», «Солнышко», «Числовая мельница», «Числовой фейерверк», результаты вычислений, таблицу записи ответов, таблицу подсчета баллов. Группа делится на 6 команд по 4 человека в каждой. Игра проводится в 4 этапа. На каждом этапе команде выдается одно задание и после его выполнения проводится проверка.
Работа прекращается при выполнении задания одной из команд. За каждый верно решенный пример – 1 балл. Оценка выставляется в журнал всей команде по схеме: 13 баллов – «5»; 10–12 баллов – «4»; 8–9 баллов – «3».
3. Игра «Кто внимательнее».
Игра способствует развитию различных свойств памяти, мышления, развивает самостоятельность, трудолюбие, усидчивость, деловитость, функции самоконтроля, сообразительность и находчивость, внимание, логическое мышление.
Игра проводится по принципу игры «Смотри не ошибись». Все правила игры и подведение результатов сохраняются.
4. Игра «Лото».
Игра направлена на развитие концентрации, переключение и распределение внимания, активно тренирует память.
В специальном конверте учащимся предлагается набор карточек. Лучше, если их будет больше, чем ответов на «Большой карте»), которая тоже вложена в конверт. Ученик достает «Большую карту», решает задание на «Карточке с заданием» и накрывает ею соответствующий ответ на «Большой карте». Карточки накладываются лицевой стороной вниз. Если все примеры решены правильно, то обратные стороны карточек составляют какой-то шифр: рисунок, чертеж, букву и т. д. Учитель, проходя по рядам, легко определяет результаты работы.
5. Игра «Подумай – победи».
Игра развивает умения анализировать, находить единственное правильное решение и решать проблемные ситуации.
В игре участвуют от двух до шести команд. Ведущий показывает командам планшет, на левой стороне которого написаны задания (6–10), а в верхнем ряду – ответы (6–10). Вопросы и ответы пронумерованы.
Статьи по педагогике:
Рекомендации социальному педагогу по профилактике
наркотической зависимости у старших подростков
По результатам проведенного исследования мы пришли к выводу, что в настоящий момент проводимые мероприятия по профилактике наркотической зависимости в МОУ СОШ № 103 мало эффективны. В 9Б классе выявлены подростки, которых можно отнести к "группе риска" употребления наркотических средств. ...
Математические методы педагогических исследований
В последнее время все шире внедряются математические методы исследования и, в частности, методы статистическогй обработки исследовательского материала. В педагогических исследованиях широко используют такие их виды: - регистрация – определяет выявление оперделенного качества у явлений данного класс ...
Антропологически
неприемлемые модели педагогического взаимодействия
Л.Н. Толстой считал, что воспитание есть умышленное формирование людей по известным образцам. Это высказывание очень точно раскрывает насильственный характер самой природы воспитания, но в процессе воспитания можно смягчать, использовать более опосредованные способы воздействия на воспитуемого, за ...