Об обучении написано и сказано много: оно и «протекает», и «осуществляется», и «реализуется», оно и «передача» человеку определенных знаний, умений, навыков; оно и «целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся», в ходе которого решаются задачи образования учеников, «целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений». Оно и «процесс деятельности преподавания и учения» и «познание или вид познавательной деятельности», и «совокупность последовательных и взаимосвязанных действий учителя и учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений и навыков, формирование умения применять их в жизни, на развитие самостоятельности мышления, наблюдательности» и др. Иногда сущность обучения видят в том, что это руководимый или организованный процесс познания.
Разумеется, каждое из перечисленных определений имеет право на существование, так как выступает в качестве отдельных попыток, этапов к раскрытию сущности обучения. Но взятые в отдельности эти и другие аналогичные определения «обучения» не раскрывают его сущность. Доказательством тому может служить хотя бы попытка охарактеризовать обучение как передачу человеку, ребенку определенных знаний, умений и навыков. На первый взгляд это утверждение может показаться верным: до обучения у ребенка знаний не было, после обучения они появились. Откуда взялись знания? От учителя. Он их дал обучающемуся.
Но знания, умения, навыки - не физические предметы, их передать просто нельзя. Они могут возникнуть в голове ребенка, человека только в результате собственной активности. Их нельзя просто получить, они должны получаться в результате психической активности обучающегося и, прежде всего, мышления. Значит отношение «учитель - ученик» не может быть сведено к отношению «передатчик - приемник».
Рассмотрим более подробно вопросы: «что же такое обучение как педагогический процесс» и «в чем состоит его сущность?».
Обучение само по себе является достаточно сложным, многоаспектным и многокомпонентным процессом, что значительно затрудняет какое-либо однозначное определение его сущности. Процесс же - есть закономерная, последовательная, непрерывная смена следующих друг за другом моментов развития. Следовательно, процесс обучения имеет свою логику развития, определенную последовательность действий участников данного процесса, свою структуру и подчиняется определенным принципам взаимодействия всех его элементов.
Если рассматривать процесс обучения с коммуникативной точки зрения, то его можно определить как общение между теми, кто обладает знаниями и опытом, и теми, кто их приобретает.
Согласно деятельностному подходу, обучение - это взаимосвязанная деятельность педагогов и учащихся, направленная на реализацию ведущих функций образования.
С точки зрения теории управления, обучение - это организация педагогом познавательной деятельности учащихся и т.д.
В каждом из данных определений присутствует то, что является главной сущностной характеристикой процесса обучения - в основе его лежит бинарная деятельность: с одной стороны, в ней выступает учитель (педагог), который излагает программный материал и руководит процессом обучения, а с другой - учащиеся, для которых данный процесс принимает характер учения, овладения изучаемым материалом.
Но, как отмечает В.В. Рубцов, на смену представлениям об обучении как процессе разделенной деятельности того, кто учит, и того, кто учится, вырабатывается представление об обучении как процессе содействия и совместной деятельности. При этом на первый план выступает не столько проблема «чему учить», сколько проблема «как учить», то есть проблема организации, эффективных способов взаимодействия участников процесса обучения. Основной движущей силой процесса обучения становится противоречие между задачами, выдвигаемыми данным процессом перед учащимся и наличным уровнем его развития, социального опыта, недостаточными для самостоятельного решения этих задач. Предполагается, что осознание данного противоречия побуждает учащихся к совместной деятельности, в процессе которой и происходит их развитие, продвижение вперед, овладение новым для себя опытом (знаниями, умениями, опытом творческой деятельности и ценностного отношения к миру). Решающая роль совместной деятельности в процессе обучения обусловлена также тем, что зачастую вне ее потребность в решении новых задач у учащихся не возникает и противоречие не разрешается. Кому, например, неизвестно, что иной раз педагог при объяснении нового материала часто делает замечания отдельным учащимся, но, не возбудив интереса к уроку, не вызывает у них стремления к овладению знаниями. В этом случае обучение, естественно, не происходит. Из этого определения следует, что если педагогу не удается возбудить активность учащихся в овладении знаниями, если в той или иной мере он не стимулирует их учение, никакого обучения не происходит, а учащийся может лишь формально отсиживать на занятиях. Существование устойчивой и необходимой связи между двумя процессами - преподаванием и учением, деятельностью обучающего и обучающегося является важнейшей объективной закономерностью обучения, которая во многом обуславливает и другие его закономерности.
Статьи по педагогике:
Упражнения, направленные на снятие языковых и речевых трудностей
Перед вами незнакомые слова. Соотнесите картинку или толкование со словом, догадайтесь о его значении. Запомните выделенные слова. Составьте фразы с новыми словами. Чтение текста и выполнение первого коммуникативного задания В рамках текстового этапа обучаемым предлагаются коммуникативные установки ...
Программные требования к преподаванию темы «Халькогены»
Тема 2. Подгруппа кислорода (4 часа) № урока Тема занятия Вводимые опорные понятия и представления. Формирование специальных навыков Актуализация опорных знаний, умений, навыков по химии и междисциплинарным наукам 2. Сера, строение молекул, физические и химические свойства Продолжение формирования ...
Общая характеристика методов обучения и их сравнительный анализ
Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов, направленные на овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками, на воспитание и развитие в процессе обучении. Эта схема (1) наглядно демонстрирует классификацию методов обучения: Схема1: Классификация методо ...