Роль, характеристика и функции семьи в социально-педагогическом пространстве

Образование и воспитание » Основные факторы развития ребенка в социуме » Роль, характеристика и функции семьи в социально-педагогическом пространстве

Страница 1

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит ов­ладение им социальными ролями, необходимыми для безболез­ненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

Именно в семье закладываются основы нравственности чело­века, формируются нормы поведения, раскрываются внутрен­ний мир и индивидуальные качества личности. Семья способ­ствует не только формированию личности, но и самоутвержде­нию человека, стимулирует его социальную, творческую актив­ность, раскрывает индивидуальность.

Статистика свидетельствует, что переход к рыночной систе­ме хозяйствования весьма болезненно отразился на состоянии семьи как социального института. Демографы фиксируют ка­тастрофическое падение рождаемости, социологи отмечают рост числа асоциальных семей и предсказывают снижение жиз­ненного уровня, падение нравственных устоев семейного воспи­тания.

Во все века семья испытывала потребность получать поддер­жку в воспитании своих детей. История свидетельствует, что когда люди жили большими семьями, то необходимые знания и навыки семейной жизни передавались от поколения к поко­лению естественно и буднично. В современном индустриальном обществе, когда семейные связи между поколениями наруше­ны, передача необходимых знаний о формировании семьи и воспитании детей становится одной из важных забот общества.

Чем глубже разрыв между поколениями, тем более ощутима потребность родителей в получении квалифицированной помощи в воспитании своих детей. В настоящее время все яснее ста­новится необходимость помощи родителям в воспитании детей со стороны профессиональных психологов, социальных работ­ников, социальных педагогов и других специалистов. Исследо­вания показывают, что в консультациях данных специалистов нуждаются не только неблагополучные, но и вполне благопо­лучные семьи.

Современная ситуация, в которой оказалось наше общество, потребовала поиска новой модели общественного воспитания личности в открытой социальной среде, которое осуществляют сегодня не только родители, но и их помощники — социальный педагог, воспитатели, учителя, общественность.

Существует несколько определений семьи. Во-первых, се­мья - это основанная на браке и (или) кровном родстве малая социальная группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональ­ной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу.

Во-вторых, семьей называется социальный институт, харак­тери-зующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть по­вседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторожде­ние и первичная социализация детей, значительная часть бы­тового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т.д.

Семейно-брачные отношения прослеживаются в истории че­ловечества с довольно ранних эпох. Уже в неолите (15-20 тыс. лет назад), к которому относится появление человека разумно­го, существовали устойчивые общности людей, основанные на естественном половозрастном разделении функций, совместно ведущие хозяйство, воспитывающие детей.

В глубинной подоснове семьи лежат физиологические потреб­ности, которые в мире животных носят название инстинкта размножения. Но кроме биологических законов, проявляю­щихся в жизнедеятельности семьи, существуют и социальные законы, так как семья — социальное образование, имеющее в каждом конкретно-историческом типе общества свои традиции и специфику.

При всех различиях семейных отношений, зафиксированных в истории, есть нечто общее, что объединяет все семьи. Это се­мейный образ жизни, в котором человечество нашло единствен­ную возможность существовать, выражая свою социально-био­логическую природу.

Ученые выделяют различные функции семьи. Мы остановим­ся на тех, которые касаются, прежде всего, воспитания и раз­вития ребенка.

Репродуктивная функция (от лат. productjo — самовоспро­изведение, размножение, производство потомства) обусловле­на необходимостью продолжения человеческого рода.

Демографическая ситуация в современной России сегодня складывается таким образом, что уровень смертности превышает уровень рождаемости. В последние годы наблюдается тенденция увели­чения доли семей, состоящих из 2-3 человек. Дети, по выска­зыванию таких семей, — это возможные ограничения свободы родителей: в образовании, работе, повышении квалификации, реализации своих способностей.

Страницы: 1 2 3

Статьи по педагогике:

Требования к заданиям для среднего школьного возраста по теме «Моделирование и формализация»
При обучении школьников теме «Моделирование и формализация» нужно помнить, что метод моделирования используется при выполнении заданий, требующих замены объекта моделью, что осуществляется в следующих вариантах: 1. Выполнение заданий, результатом которых является получение учащимися моделей различн ...

Внеурочная деятельность младших школьников при организации ФГОС
Внеурочная деятельность учащихся- деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы ...

История разработки вопросов развития конструкторской деятельности в психологической и педагогической литературе
Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construere», что означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов. Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на п ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru