История разработки вопросов развития конструкторской деятельности в психологической и педагогической литературе

Образование и воспитание » Обучение детей раннего возраста конструированию из строительного материала » История разработки вопросов развития конструкторской деятельности в психологической и педагогической литературе

Страница 1

Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construere», что означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов.

Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта.

Под детским конструированием принято понимать создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т.п.) и бросового (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т.п.) материала.

Наиболее изученным оказалось конструирование из строительного материала (А.Р. Лурия, Н.Н. Поддьяков, В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, В.В. Холмовская и др.). Были предложены разные формы организации обучения: по образцу, модели, условиям, теме, замыслу. В практике широко используются и другие виды конструирования - из деталей конструкторов, из бумаги, крупногабаритных модулей, природных и бросовых материалов и др. Однако ни один из них не был подвергнут специальному исследованию, в том числе с целью определения принципов и условий развития в них детского творчества.

Детское конструирование с использованием разных материалов, как показывает анализ методической литературы (Э.К. Гульянц, И.Я. Базик, З.А. Богатеева и др.) и практики, часто носит репродуктивный характер.

Интересный путь целенаправленного формирования у детей элементов конструкторского творчества, предполагающий самостоятельное конструирование ими по собственному замыслу на основе экспериментирования с различным материалом предложен Г.В.Урадовских. Используя эту методику, можно значительно повысить уровень конструирования, что выражается в новизне замыслов, в оригинальности способов их реализации, в переходе от одиночных поделок к сюжетному конструированию.

Детское конструирование, в силу самой его созидательно-преобразующей природы и соответствия интересам и потребностям маленького ребенка, при правильной организации обучения обязательно носит подлинно творческий характер. В его русле создаются условия для развития воображения (Л.С. Выготский, Э.В. Ильенков, В.В. Давыдов, О.М. Дьяченко и др.) и интеллектуальной активности (Д.Б. Богоявленская), экспериментирования с материалом (Е.А. Флерина, Н.Н. Поддьяков), возникновения ярких и «умных» эмоций (А.В. Запорожец). Это позволяет считать детское конструирование мощным средством развития творчества у детей. В процессе творческого конструирования из разных материалов у детей формируются обобщенные средства построения деятельности (Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова).

Л.А. Парамонова выделяет два типа конструирования: техническое и художественное.

К техническому типу конструкторской деятельности относятся: конструирование из строительного материала; из деталей конструкторов; из крупногабаритных модульных блоков.

В техническом конструировании дети в основном отображают реально существующие объекты, а также придумывают конструкции по ассоциации с образами из сказок, фильмов.

В художественном конструировании дети, создавая образы, не только отображают их структуру, сколько выражают свое отношение к ним, передают их характер, используя такой прием, как «нарушение» пропорций, а также цвет, фактуру, форму: веселый клоун, худой простофиля-волк, прекрасный принц и т.п., что приводит, по выражению А.В.Запорожца, к «формированию своеобразных эмоциональных образов» .

Компьютерное конструирование, а также создание конструкций из бросового материала могут носить как технический, так и художественный характер. Это зависит от цели, которую ставит перед собой сам ребенок либо взрослый перед ним (через компьютерную программу).

Детское конструирование, и особенно техническое, тесно связано с игровой деятельностью. Дети сооружают постройки (гараж для машины, рыцарский замок и т.п.) и играют с ними, неоднократно перестраивая их по ходу игры. Вероятно, это и дало основание большинству зарубежных исследователей (H. Retter, A. Michelet, K. Mannig, A. Sharp, S. Smith, Е. Каменов, M. Станович-Кастори, S.M. Burns, Ch.J. Braind, P. Olszewski, К.С. Fuson, K.H. Rubin, С. Миллер и др.), а также ряду отечественных (Е.А. Флёрина, В.Г. Нечаева, Е.И. Корзакова, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук и др.) рассматривать конструирование как один из видов детской игры.

Выявленные Л.А. Парамоновой особенности игры и конструирования убеждают в целесообразности принципиального разделения этих двух видов деятельности и в необходимости отказа от термина «строительные игры» (Е.А. Флёрина, 1929; В.Г. Нечаева, 1966; З.В. Лиштван, 1971 и др.), поскольку таких игр просто не существует.

Л.А. Парамоновой была выявлена динамика взаимосвязи игры и конструирования на протяжении всего дошкольного периода. Сначала, в раннем возрасте, конструирование слито с игрой; затем игра становится побудителем к конструированию, которое начинает приобретать самостоятельное значение для детей.

Страницы: 1 2

Статьи по педагогике:

Характеристика педагогической профессии
Учитель — творец, созидатель личности человека. Он формирует характер школьника, его мировоззрение. Учитель — это тот человек, который в значительной мере может определить судьбу своего воспитанника. Для профессиональной деятельности педагога важнейшим фактором является личность человека, его харак ...

Антропологически неприемлемые модели педагогического взаимодействия
Л.Н. Толстой считал, что воспитание есть умышленное формирование людей по известным образцам. Это высказывание очень точно раскрывает насильственный характер самой природы воспитания, но в процессе воспитания можно смягчать, использовать более опосредованные способы воздействия на воспитуемого, за ...

Культура - образование - человек
Образование можно определить как вхождение ребенка в контекст современной культуры. Но такое вхождение не совершается без помощи и взрослых, в частности без помощи педагогов, которые профессионально владеют умениями вводить ребенка в контекст культуры. Полому образование — это вхождение ребенка в с ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru