Ряд отечественных ученых (Д.Б. Эльконин, Н.И. Стрелянова, Ю.А. Полуянов, Л.А. Венгер и др.) считают, что только к старшему дошкольному возрасту ребенок может идти от замысла к его реализации. Однако другие исследования (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамонова и др.) показывают, что при целенаправленном обучении дети четырех лет уже оказываются способными в своей деятельности идти от замысла к исполнению.
В процессе обучения происходит преодоление следующих недостатков детского свободного (без специального обучения) конструирования:
- нечеткость замысла, объясняемая нечеткостью структуры образа;
- неустойчивость замысла (дети начинают создавать один объект, а получают совсем иной и довольствуются этим);
- поспешность исполнительской деятельности и излишняя увлеченность ею (замыслу уделяется крайне мало внимания);
- нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать;
- неумение предварительно анализировать задачу. Без преодоления этих недостатков, как показали многие исследования (А.Н. Давидчук, З.В. Лиштван, А.А. Лурия, В.Г. Нечаева, Л.А. Парамонова и др.), детское конструирование может протекать на очень низком уровне.
С целью развития детского конструирования исследователи предложили разные формы организации обучения конструированию: конструирование по образцу (В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, Н.Н. Поддъяков, Ф.В. Изотова и др.); конструирование по модели (А.Н. Миренова, А.Р. Лурия); конструирование по условиям (Н.Н. Поддъяков, А.Н. Давидчук, Л.А. Парамонова); конструирование по чертежам и схемам, по замыслу, по теме (В.В. Холмовская, Л.А. Парамонова, И.Ю. Пашилите); каркасное конструирование (Н.Н. Поддъяков, Л.А. Парамонова, Г.В. Урадовских).
Статьи по педагогике:
Способы активизации познавательной деятельности учащихся на лекции
В активизации познавательной деятельности студентов большую роль играет умение преподавателя побуждать их к осмыслению логики и последовательности в изложении учебного материала, к выделению в нем главного. Если преподаватель предлагает по ходу своего изложения выделить основные вопросы, то есть со ...
Содержание экологических знаний в курсе химии средней школы
Роль школьного курса химии в экологическом образовании обуславливается тем, что данная наука связана с познанием законов природы, химической формы движения материи и ее значимость в материальной жизни общества. Перед учителем химии, ведущим природоохранную работу, стоят следующие задачи: раскрытие ...
Эмоции и мотивы
Регуляция действий может происходить в двух принципиально различных формах: в форме непосредственной реакции и в форме целенаправленной активности. Более элементарные формы поведения человека - реактивные - являются эмоциональными процессами, более сложные - целенаправленные - осуществляются благод ...