Основная задача речевого развития детей в дошкольном возрасте

Страница 1

Исследователи выделяют различные этапы в становлении речи детей и указывают различные возрастные границы. Так, например, А.Н. Леонтьев устанавливает 4 этапа в становлении речи детей:

1-й – подготовительный этап (от рождения до 1 года). Происходит подготовка к овладению речью.

2-й – преддошкольный этап (от 1 года до 3 лет). С появлением первых слов начинается этап становления активной речи.

3-й – дошкольный этап (от 3 до 7 лет). Формирование фонематического восприятия, увеличение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, монологической речи.

4-й – школьный этап (от 7 до 17 лет). Дети овладевают звуковым анализом, усваивают грамматические правила построения высказываний, формируется письменная речь.

Развитие культуры речи детей в данные годы жизни – одна из серьезнейших задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом связано с развитием сознания ребенка, с познанием окружающего мира, с развитием всех сторон его личности. Посредством языка осуществляется общение ребенка с окружающими людьми.

Л.А. Введенская дает следующее определение: «Культура речи – это совокупность таких качеств, которые оказывают наилучшее воздействие на адресата с учетом конкретной ситуации и в соответствии с поставленными целями и задачами. К ним относятся:

· точность;

· понятность;

· чистота речи;

· богатство и разнообразие;

· выразительность;

· правильность».

Безусловно, для правильного развития речи ребенка необходимо общение со сверстниками. Но главным для развития речевой культуры является только взрослый. Поэтому очень важно то, как общаются с детьми взрослые, как и о чем они с ними разговаривают.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых; от того, насколько полноценным является речевое общение ребенка, насколько достаточна его речевая практика, каково речевое окружение, условия воспитания, зависит и речевая культура маленького человека.

Родители пользуются авторитетом у детей, и дети стараются подражать своим родителям. Поэтому с самого раннего возраста с ребенком надо правильно говорить, речь родителей должна быть грамотной. Грамотная речь является одной из важнейших предпосылок дальнейшего полноценного речевого развития ребенка и процесса его социальной адаптации.

Мысль о том, что родителей надо учить воспитывать своих детей, осознавалась ещё в глубокой древности. Пример тому – поучения св. Иеронима. В более позднее время Я.-А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.-Г. Песталоцци, Ф. Фребель и другие педагоги говорили о том, как много в воспитании детей зависит от родителей.

Разные аспекты речевого развития детей (значимость развития речи, закладывание основы культуры речи, речь как средство общения и орудие мышления и др.) также рассматривались в трудах отечественных педагогов и методистов прошлого и в исследованиях современных ученых.

Например, вопросы развития речи детей отражены в зарубежной педагогике:

Великий чешский педагог Ян Амос Коменский (1592-1672) раскрыл важность речевого развития в своем выдающемся труде «Материнская школа, или О заботливом воспитании юношества в первые шесть лет».

Страницы: 1 2

Статьи по педагогике:

Задачи и особенности физического воспитания школьников на современном этапе
Детский возраст - это время интенсивного формирования и развития функций всех систем организма и психики, раскрытия способностей, становления личности. Вместе с тем, это благоприятный период для положительного воздействия на развитие детей физической культуры. Именно в детском возрасте имеются все ...

Педагогические возможности семьи
Проводимые исследования конкретизировали содержание педагогического просвещения родителей, в них давались практические рекомендации по работе с семьей. Как показали исследования, чем выше уровень педагогической подготовленности родителей, тем активнее и успешнее их педагогическая деятельность. В ра ...

Сложность характера и строения
С.А. Шмаков выделяет досуговые занятия, которые он классифицирует по характеру осуществляемой ребенком в свободное время деятельности. В связи с этим им определены такие виды досуга: - пассивный (зрительский, слушательский) и активный (деятельностный); - организованный (педагогически целесообразно ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru