· Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) рассматривает основные задачи обучения детей родному языку в своем знаменитом педагогическом произведении «Как Гертруда учит своих детей».
· Фридрих Фребель (1782-1852) показывает связь развития речи с наблюдением и игрой в популярном пособии «Дары Фребеля».
· Мария Монтессори (1870-1952) во многих своих работах говорила о необходимости обеспечения сенсорной основы для развития речи детей.
В России педагоги прошлого также признавали важность речевого развития детей:
· Лев Николаевич Толстой (1828-1910) специально для детей создает учебные книги «Азбука» и «Книга для чтения», решающие задачи овладения детьми родным словом и грамотой.
· Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) подчеркивал роль родного языка в развитии личности ребенка. Также он выдвигал требования активного руководства развитием речи детей и обучения их именно на родном языке. В своих трудах он определяет цели первоначального обучения родному языку, способы обучения грамматике, развития речи детей до школы, создает уникальную книгу для обучения детей «Родное слово».
· Елизавета Николаевна Водовозова (1844-1923) указывала на связь развития речи и мышления с накоплением чувственного опыта детей.
· Ефим Аронович Аркин (1873-1948) поднимает вопросы речевого развития в книге «Ребенок от года до четырех лет».
· Елизавета Ивановна Тихеева (1867-1944) внесла значительный вклад в развитие теории и методики развития речи детей. Она определила роль родного языка в развитии речи детей и условия их речевого развития, выделила основные аспекты работы по развитию речи дошкольников, впервые полно разрабатывает содержание и методику занятий по развитию словаря, а также занятия с «живым словом», их содержание и методики. Результаты ее работы обобщены в книге «Развитие речи детей» (1937).
· Евгения Александровна Флерина (1889-1952) является создателем первого учебника по методике развития речи детей дошкольного возраста. Разрабатывает методику художественного чтения и рассказывания.
В советский период различные аспекты речевого развития детей раскрываются в работах А.Н. Гвоздева, А.М. Леушиной, М.М. Кониной, О.Н. Соловьевой. А.П. Усовой, Е.М. Радиной, Л.А. Пеньевской, Р.И. Жуковской, М.С. Карпинской, Ф.А. Сохина, В.М. Логиновой, А.М. Бородич, Г.М. Ляминой и других педагогов.
Статьи по педагогике:
Проблемы и перспективы развития Северного морского
пути
Проблемы функционирования Северного морского пути тесно связаны с общими проблемами Российской Арктики. Эффективное использование Северного морского пути в качестве международного транспортного коридора, решающего задачи транспортировки грузов для обеспечения экономических потребностей России и меж ...
Дайте краткую характеристику коммуникативным барьерам в процессе
педагогического общения
В процессе общения между учителем и учащимся стоит задача не только и не столько передать информацию, сколько добиться ее адекватного понимания последним. То есть в межличностной коммуникации как особая проблема выступает интерпретация сообщения, поступившего от учителя ученику и наоборот. Во-первы ...
Игровые обучающие ситуации с литературными
персонажами
Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания. В экологическом воспитании дошкольник ...