Мотивационная сфера личности учителя

Образование и воспитание » Личность учителя физической культуры » Мотивационная сфера личности учителя

Страница 1

Слово «мотив», «мотивация» от латинского мовео — приводить в движение. Так называют различные психические переживания, стимулирующие и направляющие человека к деятельности или задерживающие ее. Мотивационная сфера личности включает в себя психические критерии: потребности, мотивы, интересы, убеждения, цели, эмоции, волю.

Важнейшей движущей силой развития личности являются потребности. Наивысшая потребность — в труде. Она является главной в структуре профессиональной активности и всегда была отличительной чертой учителя. Учителю физической культуры свойственны потребности в физкультурно-педагогической деятельности, в обучении учащихся, в знаниях и самовоспитании, которые можно рассматривать как важнейшие условия формирования педагогических способностей.

Потребности являются исходным, но не единственным звеном в структуре мотивации поведения человека. Сами потребности лишь побуждают к активности, но еще не способны придать деятельности определенную направленность. Для этого нужно наличие предмета удовлетворения этих потребностей. Например, у старшеклассника возникает потребность к профессиональному самоопределению, но она еще не обусловливает собой выбор конкретной специальности. И только под воздействием учителей, родителей, товарищей, родственников, близко расположенного учебного заведения у юноши или у девушки формируется желание, а потом и стремление к приобретению определенной профессии.

Если потребности — сущность всех видов человеческой активности, то мотивы — конкретное содержание этой сущности. Они составляют ядро личности. Мотивы — стержневое образование личности, определяющее все другие ее особенности.

Конкретными формами выражения потребностей человека являются:

• интерес — потребность в познании;

• склонность — потребность в деятельности;

• мировоззрение—потребность в определенном понимании окружающего;

• убеждение—потребность отстаивать свое понимание действительности.

Иногда интерес предшествует потребности и вызывает ее. Например, интерес к физической культуре может вызвать у школьника потребность в ежедневном выполнении утренней гимнастики.

Интерес — термин собирательный. Он выражает познавательную направленность личности, а также постоянную склонность человека к определенному виду деятельности.

Важным условием развития человека является широта интересов к окружающему. С возрастом многообразие интересов молодежи получает конкретное выражение в профессиональном интересе. Например, интерес к физической культуре и спорту, склонность к обучению в вузе и затем физическое воспитание детей, стремление к совершенству в своем деле составляют внутренние условия для формирования любви к физкультурно-педагогической деятельности учителя.

Увлеченность учителя своим делом - важнейшее условие воспитания этой увлеченности у учеников: увлекают только увлеченные. Никакие действия, решения, указания, программы и постановления не дают эффекта, если учитель не любит свою профессию. Старый закон педагогики гласит: "Чего не любишь сам, тому не научишь". Важнейшим условием формирования любых способностей или компенсирующих качеств является трудолюбие.

Если человек трудолюбив, он работает много, продуктивно и творчески. В то же время, любимое дело не тяготит.

В основе любви к педагогической профессии лежит чувство привязанности, а подом и осознаваемая любовь к детям. Положительное отношение к детям свойственно всем людям. Но педагогическая любовь имеет особое содержание и форму. Она проявляется в большом терпении и чуткой осторожности учителя, в искренней озабоченности успехами детей. Любовь к детям, пожалуй, самый важный компонент педагогических способностей, ибо научиться их любить нельзя ни в каком учебном заведении, ни по каким книгам. Л.Н.Толстой рассматривал любовь к детям как ведущее качество учителя, которое побуждает учителя настойчиво овладевать своим мастерством и становится ведущим мотивом самосовершенствования. Именно эти качества личности педагога принято считать наиболее трудно компенсируемыми. Главным качеством личности учителя является интерес к работе с детьми, способность видеть в каждом ученике индивидуальное, особенное. Педагогическое, мастерство во многом зависит от личности учителя, его моральных качеств, ума, воли, характера. Всех учителей (хороших) объединяет интерес к детям, любовь к своим ученикам, оптимистический взгляд на их развитие, на их успехи в учении и воспитании.

Страницы: 1 2

Статьи по педагогике:

Место математики в гуманитарных классах
Математику обычно относят к естественнонаучным дисциплинам, и из всех других наук наиболее близкой к ней считается физика. Достаточно вспомнить об ученых степенях кандидата и доктора физико-математических наук. Однако за последнее время появились и другие классификации. Физик Л.Д. Ландау шутил, что ...

Методы, применяемые на занятиях по изодеятельности
Художественно - творческая деятельность многогранна. Каждый ребенок в детстве строит, украшает, изображает, как бы моделируя через игру отношения человека с человеком, человека с природой, с реальностью. Дети строят из песка дворцы замки. Строят из снега, из кубиков. Создают прекрасные украшения из ...

Психология и педагогика подросткового возраста
Подростковый возраст (от 10 до 15 лет) — остро протекающий переход от детства к взрослости, в котором переплетаются противоречивые тенденции. С одной стороны, для этого сложного периода показательны негативные проявления, дисгармоничность в строении личности, свертывание прежде установившейся систе ...

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru