Мотивационная сфера личности учителя

Образование и воспитание » Личность учителя физической культуры » Мотивационная сфера личности учителя

Страница 1

Слово «мотив», «мотивация» от латинского мовео — приводить в движение. Так называют различные психические переживания, стимулирующие и направляющие человека к деятельности или задерживающие ее. Мотивационная сфера личности включает в себя психические критерии: потребности, мотивы, интересы, убеждения, цели, эмоции, волю. Автохимия и автокосметика еще на сайте.

Важнейшей движущей силой развития личности являются потребности. Наивысшая потребность — в труде. Она является главной в структуре профессиональной активности и всегда была отличительной чертой учителя. Учителю физической культуры свойственны потребности в физкультурно-педагогической деятельности, в обучении учащихся, в знаниях и самовоспитании, которые можно рассматривать как важнейшие условия формирования педагогических способностей.

Потребности являются исходным, но не единственным звеном в структуре мотивации поведения человека. Сами потребности лишь побуждают к активности, но еще не способны придать деятельности определенную направленность. Для этого нужно наличие предмета удовлетворения этих потребностей. Например, у старшеклассника возникает потребность к профессиональному самоопределению, но она еще не обусловливает собой выбор конкретной специальности. И только под воздействием учителей, родителей, товарищей, родственников, близко расположенного учебного заведения у юноши или у девушки формируется желание, а потом и стремление к приобретению определенной профессии.

Если потребности — сущность всех видов человеческой активности, то мотивы — конкретное содержание этой сущности. Они составляют ядро личности. Мотивы — стержневое образование личности, определяющее все другие ее особенности.

Конкретными формами выражения потребностей человека являются:

• интерес — потребность в познании;

• склонность — потребность в деятельности;

• мировоззрение—потребность в определенном понимании окружающего;

• убеждение—потребность отстаивать свое понимание действительности.

Иногда интерес предшествует потребности и вызывает ее. Например, интерес к физической культуре может вызвать у школьника потребность в ежедневном выполнении утренней гимнастики.

Интерес — термин собирательный. Он выражает познавательную направленность личности, а также постоянную склонность человека к определенному виду деятельности.

Важным условием развития человека является широта интересов к окружающему. С возрастом многообразие интересов молодежи получает конкретное выражение в профессиональном интересе. Например, интерес к физической культуре и спорту, склонность к обучению в вузе и затем физическое воспитание детей, стремление к совершенству в своем деле составляют внутренние условия для формирования любви к физкультурно-педагогической деятельности учителя.

Увлеченность учителя своим делом - важнейшее условие воспитания этой увлеченности у учеников: увлекают только увлеченные. Никакие действия, решения, указания, программы и постановления не дают эффекта, если учитель не любит свою профессию. Старый закон педагогики гласит: "Чего не любишь сам, тому не научишь". Важнейшим условием формирования любых способностей или компенсирующих качеств является трудолюбие.

Если человек трудолюбив, он работает много, продуктивно и творчески. В то же время, любимое дело не тяготит.

В основе любви к педагогической профессии лежит чувство привязанности, а подом и осознаваемая любовь к детям. Положительное отношение к детям свойственно всем людям. Но педагогическая любовь имеет особое содержание и форму. Она проявляется в большом терпении и чуткой осторожности учителя, в искренней озабоченности успехами детей. Любовь к детям, пожалуй, самый важный компонент педагогических способностей, ибо научиться их любить нельзя ни в каком учебном заведении, ни по каким книгам. Л.Н.Толстой рассматривал любовь к детям как ведущее качество учителя, которое побуждает учителя настойчиво овладевать своим мастерством и становится ведущим мотивом самосовершенствования. Именно эти качества личности педагога принято считать наиболее трудно компенсируемыми. Главным качеством личности учителя является интерес к работе с детьми, способность видеть в каждом ученике индивидуальное, особенное. Педагогическое, мастерство во многом зависит от личности учителя, его моральных качеств, ума, воли, характера. Всех учителей (хороших) объединяет интерес к детям, любовь к своим ученикам, оптимистический взгляд на их развитие, на их успехи в учении и воспитании.

Страницы: 1 2

Статьи по педагогике:

Содержание занятий математического кружка в 5-ом классе
Занятие №1. «Цифры у разных народов». Рассказать об арабской и римской нумерации. В ходе беседы решить задачи: Записать арабскими цифрами: ХХV, CХIV, XCII, MMDLXXI. Записать римскими цифрами: 37, 92, 2164, 3068, 4527, 183693. В данных неверных равенствах переложить по одной «спичке», чтобы все раве ...

Теоретические основы музыкального воспитания глухих детей
Известно, что нормально слышащий человек воспринимает музыку прежде всего на основе слуха. Определенное значение имеет зрительное восприятие музыканта-исполнителя, его эмоциональные переживания в связи с настроением музыки, атмосферы концертного зала, что позволяет более полно прочувствовать музыку ...

Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами
Аналоги - это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения. Игрушечных аналогов животных множество, они существуют в самом различном исполнении (мягкие, резиновые, пластмассовые, заводные и пр.). Игрушечных аналогов растений не так много - это пластиковые елоч ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru