Поведение человека обычно побуждается многими мотивами, находящимися между собой в сложной зависимости. Мотивы тесно связаны с целями деятельности личности. Мотив побуждает человека к постановке цели и реализуется через нее. Интерес к футболу у школьников может инициировать цель — попасть в сборную команду школы, выполнить разряд. Целенаправленность деятельности,— одна из принципиальных особенностей личности. Личность — это борец за цели.
Цель предполагает идеальное предвосхищение результата предстоящей деятельности (за счет потенциальных возможностей человека). Если деятельность сложна, трудна, неприятна, то она осуществляется только под влиянием цели, в чем и состоит одна из важнейших ее функций.
Принято выделять два вида целей — идеальные и реальные. Первые стимулируют вторые. Пока идеальные и реальные цели («хочу» и «могу») не разъединены, слиты, речь может идти о психологической незрелости личности. Зрелость подразумевает высокие идеальные устремления и добросовестное выполнение задач ради этих устремлений.
Всякое целенаправленное действие, связанное с преодолением трудностей, является волевым. Воля выражается в сознательной постановке цели (целеустремленности), решимости достигнуть ее и активном преодолении препятствий на пути к цели. Только наличие воли позволяет человеку действовать в направлении сознательно поставленных целей:
Воля тесно взаимодействует с познавательной деятельностью человека (восприятием, памятью, мышлением, воображением). Она является важнейшим свойством способностей, которые формируются в упорном труде. Морально-волевые качества могут компенсировать отсутствие ряда других качеств.
Воля имеет связь с эмоциями человека. Увлеченность и настойчивость как конкретные формы проявления эмоций и воли — это может быть то, с чего начинается учитель.
Преобладание волевых черт определяет силу характера.
Характер — это часть структуры личности, в которую входят достаточно выраженные черты. Ведущими характерологическими свойствами учителя является требовательность к детям и уважение детей.
В педагогической деятельности важна такая черта, как воспитанность. Воспитать человека — это значит воспитать у него правильное отношение к людям. Важны для учителя и такие черты характера, как доброжелательность, отзывчивость, справедливость, строгость, принципиальность, решительность. В целом своеобразие личности человека состоит во взаимодействии перечисленных черт.
Характер тесно связан со способностями, выражением которых является призвание.
Связь характера со способностями выражается талантом — гармоническим сочетанием способностей, степенью их выраженности. Таким образом, можно заключить, что характер представляет собой «каркас» личности, связывающий все остальные ее свойства.
Важнейшее звено мотивации личности — мировоззрение (упорядоченная система взглядов человека на окружающую действительность), оно как бы объединяет все мотивы и служит высшим регулятором его поведения. Составной частью мировоззрения является убеждение (твердая уверенность в истинности взглядов, готовность реализовать их в своей деятельности, преодолев трудности, препятствия на пути к ним). Под влиянием мировоззрения и убеждения у специалиста формируется высший уровень мотивации - идеал, в концентрированной форме выражающий взгляд человека на свою профессию.
Таким образом — успех педагогической работы определяется знаниями, умениями и личностными качествами учителя. Личность выражается в мотивах её деятельности. Мотивационную сферу сознания личности учителя физической культуры составляют интерес к физкультуре и спорту, склонность к педагогическому труду в этой области, стремление к постоянному совершенствованию, любовь к детям, чувство долга и ответственности за порученное дело, убежденность в важности физвоспитания учащихся. Само педагогическое мастерство можно рассматривать как свойство личности, основанное на единстве научных знаний и методического искусства при ведущем значении мотивации профессиональной деятельности. В качестве критерия подготовки учителя целесообразно рассматривать преимущественно сдвиги в мотивационной сфере личности педагога, тем более что она — самая подвижная из всех личностных образований.
Статьи по педагогике:
Особенности формирования представлений
о правах человека у детей старшего дошкольного возраста в процессе правового воспитания
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы показал, что уже с младшего дошкольного возраста дети начинают в своем поведении ориентироваться на принятые нравственные нормы, а в старшем дошкольном возрасте уже способны следовать им и, что особенно важно для формирования в последующем право ...
Образовательная среда ДОУ как совокупность условий для
нравственно-патриотического воспитания
Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, запускаются процессы становления и формирования социокультурного опыта. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знае ...
Особенности развития представлений о множестве
Педагогические и психологические исследования специалистов (А. В. Запорожец, Г. А. Кислюк, Л. В, Глаголева, Ф. Н. Блехер, А.М. Леушина, В.В. Данилова и другие) наблюдения за детьми дома, в детском саду и школе показали, что формирование понятия натурального числа у детей дошкольного и младшего школ ...