Поведение человека обычно побуждается многими мотивами, находящимися между собой в сложной зависимости. Мотивы тесно связаны с целями деятельности личности. Мотив побуждает человека к постановке цели и реализуется через нее. Интерес к футболу у школьников может инициировать цель — попасть в сборную команду школы, выполнить разряд. Целенаправленность деятельности,— одна из принципиальных особенностей личности. Личность — это борец за цели.
Цель предполагает идеальное предвосхищение результата предстоящей деятельности (за счет потенциальных возможностей человека). Если деятельность сложна, трудна, неприятна, то она осуществляется только под влиянием цели, в чем и состоит одна из важнейших ее функций.
Принято выделять два вида целей — идеальные и реальные. Первые стимулируют вторые. Пока идеальные и реальные цели («хочу» и «могу») не разъединены, слиты, речь может идти о психологической незрелости личности. Зрелость подразумевает высокие идеальные устремления и добросовестное выполнение задач ради этих устремлений.
Всякое целенаправленное действие, связанное с преодолением трудностей, является волевым. Воля выражается в сознательной постановке цели (целеустремленности), решимости достигнуть ее и активном преодолении препятствий на пути к цели. Только наличие воли позволяет человеку действовать в направлении сознательно поставленных целей:
Воля тесно взаимодействует с познавательной деятельностью человека (восприятием, памятью, мышлением, воображением). Она является важнейшим свойством способностей, которые формируются в упорном труде. Морально-волевые качества могут компенсировать отсутствие ряда других качеств.
Воля имеет связь с эмоциями человека. Увлеченность и настойчивость как конкретные формы проявления эмоций и воли — это может быть то, с чего начинается учитель.
Преобладание волевых черт определяет силу характера.
Характер — это часть структуры личности, в которую входят достаточно выраженные черты. Ведущими характерологическими свойствами учителя является требовательность к детям и уважение детей.
В педагогической деятельности важна такая черта, как воспитанность. Воспитать человека — это значит воспитать у него правильное отношение к людям. Важны для учителя и такие черты характера, как доброжелательность, отзывчивость, справедливость, строгость, принципиальность, решительность. В целом своеобразие личности человека состоит во взаимодействии перечисленных черт.
Характер тесно связан со способностями, выражением которых является призвание.
Связь характера со способностями выражается талантом — гармоническим сочетанием способностей, степенью их выраженности. Таким образом, можно заключить, что характер представляет собой «каркас» личности, связывающий все остальные ее свойства.
Важнейшее звено мотивации личности — мировоззрение (упорядоченная система взглядов человека на окружающую действительность), оно как бы объединяет все мотивы и служит высшим регулятором его поведения. Составной частью мировоззрения является убеждение (твердая уверенность в истинности взглядов, готовность реализовать их в своей деятельности, преодолев трудности, препятствия на пути к ним). Под влиянием мировоззрения и убеждения у специалиста формируется высший уровень мотивации - идеал, в концентрированной форме выражающий взгляд человека на свою профессию.
Таким образом — успех педагогической работы определяется знаниями, умениями и личностными качествами учителя. Личность выражается в мотивах её деятельности. Мотивационную сферу сознания личности учителя физической культуры составляют интерес к физкультуре и спорту, склонность к педагогическому труду в этой области, стремление к постоянному совершенствованию, любовь к детям, чувство долга и ответственности за порученное дело, убежденность в важности физвоспитания учащихся. Само педагогическое мастерство можно рассматривать как свойство личности, основанное на единстве научных знаний и методического искусства при ведущем значении мотивации профессиональной деятельности. В качестве критерия подготовки учителя целесообразно рассматривать преимущественно сдвиги в мотивационной сфере личности педагога, тем более что она — самая подвижная из всех личностных образований.
Статьи по педагогике:
Сотрудничество родителей со школой
Воспитательная эффективность мероприятия проявляется в самореализации ребенка, его активности и удовлетворенности успехами. Лучшим методом воспитания привычки и занятиями физическими упражнениями является личный пример родителей школьника. Участие взрослых в совместном празднике имеет большое значе ...
Информационные технологии дистанционного обучения
Основная роль, выполняемая телекоммуникационными технологиями в дистанционном обучении - обеспечение учебного диалога. Обучение без обратной связи, без постоянного диалога между преподавателем и обучаемым невозможно. Обучение (в отличие от самообразования) является диалогичным процессом по определе ...
Анализ выполнения выпускниками основной школы Архангельской области
Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации по географии позволяет получить объективную информацию о состоянии школьного географического образования в Архангельской области. Информация об уровне географической подготовки выпускников необходима работникам сферы образования на всех уровн ...