Мотивационная сфера личности учителя

Образование и воспитание » Личность учителя физической культуры » Мотивационная сфера личности учителя

Страница 2

Поведение человека обычно побуждается многими мотивами, находящимися между собой в сложной зависимости. Мотивы тесно связаны с целями деятельности личности. Мотив побуждает человека к постановке цели и реализуется через нее. Интерес к футболу у школьников может инициировать цель — попасть в сборную команду школы, выполнить разряд. Целенаправленность деятельности,— одна из принципиальных особенностей личности. Личность — это борец за цели.

Цель предполагает идеальное предвосхищение результата предстоящей деятельности (за счет потенциальных возможностей человека). Если деятельность сложна, трудна, неприятна, то она осуществляется только под влиянием цели, в чем и состоит одна из важнейших ее функций.

Принято выделять два вида целей — идеальные и реальные. Первые стимулируют вторые. Пока идеальные и реальные цели («хочу» и «могу») не разъединены, слиты, речь может идти о психологической незрелости личности. Зрелость подразумевает высокие идеальные устремления и добросовестное выполнение задач ради этих устремлений.

Всякое целенаправленное действие, связанное с преодолением трудностей, является волевым. Воля выражается в сознательной постановке цели (целеустремленности), решимости достигнуть ее и активном преодолении препятствий на пути к цели. Только наличие воли позволяет человеку действовать в направлении сознательно поставленных целей:

Воля тесно взаимодействует с познавательной деятельностью человека (восприятием, памятью, мышлением, воображением). Она является важнейшим свойством способностей, которые формируются в упорном труде. Морально-волевые качества могут компенсировать отсутствие ряда других качеств.

Воля имеет связь с эмоциями человека. Увлеченность и настойчивость как конкретные формы проявления эмоций и воли — это может быть то, с чего начинается учитель.

Преобладание волевых черт определяет силу характера.

Характер — это часть структуры личности, в которую входят достаточно выраженные черты. Ведущими характерологическими свойствами учителя является требовательность к детям и уважение детей.

В педагогической деятельности важна такая черта, как воспитанность. Воспитать человека — это значит воспитать у него правильное отношение к людям. Важны для учителя и такие черты характера, как доброжелательность, отзывчивость, справедливость, строгость, принципиальность, решительность. В целом своеобразие личности человека состоит во взаимодействии перечисленных черт.

Характер тесно связан со способностями, выражением которых является призвание.

Связь характера со способностями выражается талантом — гармоническим сочетанием способностей, степенью их выраженности. Таким образом, можно заключить, что характер представляет собой «каркас» личности, связывающий все остальные ее свойства.

Важнейшее звено мотивации личности — мировоззрение (упорядоченная система взглядов человека на окружающую действительность), оно как бы объединяет все мотивы и служит высшим регулятором его поведения. Составной частью мировоззрения является убеждение (твердая уверенность в истинности взглядов, готовность реализовать их в своей деятельности, преодолев трудности, препятствия на пути к ним). Под влиянием мировоззрения и убеждения у специалиста формируется высший уровень мотивации - идеал, в концентрированной форме выражающий взгляд человека на свою профессию.

Таким образом — успех педагогической работы определяется знаниями, умениями и личностными качествами учителя. Личность выражается в мотивах её деятельности. Мотивационную сферу сознания личности учителя физической культуры составляют интерес к физкультуре и спорту, склонность к педагогическому труду в этой области, стремление к постоянному совершенствованию, любовь к детям, чувство долга и ответственности за порученное дело, убежденность в важности физвоспитания учащихся. Само педагогическое мастерство можно рассматривать как свойство личности, основанное на единстве научных знаний и методического искусства при ведущем значении мотивации профессиональной деятельности. В качестве критерия подготовки учителя целесообразно рассматривать преимущественно сдвиги в мотивационной сфере личности педагога, тем более что она — самая подвижная из всех личностных образований.

Страницы: 1 2 

Статьи по педагогике:

Требования к заданиям для среднего школьного возраста по теме «Моделирование и формализация»
При обучении школьников теме «Моделирование и формализация» нужно помнить, что метод моделирования используется при выполнении заданий, требующих замены объекта моделью, что осуществляется в следующих вариантах: 1. Выполнение заданий, результатом которых является получение учащимися моделей различн ...

Последовательность стадий планирования учебного процесса
Первая стадия– определение общих целей урока. Это необходимо для обеспечения целостности урока и уверенности в том, что на уроке внимание будет фокусироваться на важных, значимых результатах, а не на достижении малозначимых целей. Сразу же после этого общие цели урока подразделяются на частичные, т ...

Особенности восприятия и изучения лирики
Основными особенностями лирических произведений, отмеченных в трудах литературоведов, являются следующие: изображение характера в отдельном проявлении, в конкретном переживании; субъектированность этого изображения, индивидуализация его. Непосредственное переживание отодвигает на второй план жизнен ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru