Анализ выполнения выпускниками основной школы Архангельской области

Образование и воспитание » Методика подготовки учащихся 9 класса к ГИА по географии » Анализ выполнения выпускниками основной школы Архангельской области

Страница 1

Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации по географии позволяет получить объективную информацию о состоянии школьного географического образования в Архангельской области. Информация об уровне географической подготовки выпускников необходима работникам сферы образования на всех уровнях.

При анализе результатов в 2008-2012 годах были сделаны подсчёты, которые вывели средние показатели выполнения работы.

Анализ выполнения работы показал, что учащиеся достаточно хорошо усвоили темы «Материки, океаны, народы и страны», «Природопользование и экология», большие сложности вызвали ответы на вопросы «Природа Земли и человек».

Успешнее всего учащиеся справились с заданиями, где необходимы были конкретные знания или хорошо отработанные умения, учащиеся определяют хорошо знакомые географические явления и объекты, умеют пользоваться знакомыми картами. Менее успешными были ответы на вопросы, где нужно было использовать географические знания и умения в новой творческой ситуации, т.е. решать практические задачи посредством географии.

Следует отметить недостаточную сформированность практических умений работать с различными источниками географической информации (карты, планы местности, таблицы, диаграммы и др.)

Так, результаты выполнения заданий на определение по карте и плану местности расстояний при помощи масштаба не позволяют отметить удовлетворительный уровень сформированности у выпускников данного умения. С заданиями справились только 36,3 % - 49,6 % учащихся. Определить географические координаты на карте смогли 45,3 % - 72,2 % учащихся .

Примерно 46,3 % - 62,6 % учащихся умеют узнавать географические объекты и явления по их признакам, однако лишь 23,1 % - 27,8 % умеют объяснять их существенные признаки .

На экзамене проверялись такие картографические умения, как представлять результаты измерения в разной форме (узнать профиль рельефа местности, построенный по определенному отрезку на топографической карте), определять поясное время; прочитать топографическую карту и определить лучший участок для использования в предложенных целях. Эти умения сформированы у 50 %-60 % выпускников.

Умение выбрать источник информации (карту) для решения конкретной задачи (для определения температуры и среднегодового количества атмосферных осадков, для определения приграничных государств) продемонстрировали в целом около 65 % выпускников. Более 50 % могут прочитать карту погоды с помощью представленной легенды и определить зону действия циклона или антициклона. Также можно констатировать, что все экзаменуемые могут найти конкретные статистические данные в таблице. В среднем у всех экзаменуемых (40-60 % выпускников), сформировано умение определять некоторые географические показатели на основе имеющихся данных (плотность населения, естественный прирост, смертность по статистическим данным). Это говорит об усвоенности данных понятий, о понимании их сущности.

Умение определять географические объекты (регионы России, страны, природные зоны) по их признакам проверялось заданиями повышенного уровня сложности с географическими текстовыми описаниями. Определение регионов России дополнительно проверялось заданиями, в которых краткие описания были взяты из жизненных ситуаций (использовались рекламные слоганы туристических компаний). В целом с определением географических объектов по признакам справились более 50 % аттестуемых.

Более 40 % могут устанавливать эмпирические зависимости на основе представленных данных. Полученные данные свидетельствуют о недостаточной сформированности у участников экзамена этого важного метапредметного умения, предусмотренного требованиями образовательного стандарта. С заданиями высокого уровня сложности с развернутым ответом, требующие понимание связи между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран, справились 17,6 % - 22,6 % учащихся. При этом данное умение является значимым для понимания зависимости между компонентами природы и хозяйственной деятельностью отдельных стран и регионов.

В целом необходимые знания и умения у выпускников можно считать сформированными, т.к. средний балл по Архангельской области - 22,6, что соответствует оценке «4». Наиболее высокий средний балл наблюдается в Красноборском, Виноградовском, Вилегодском и Котласском районах. Наиболее низкий – в Пинежском, Устьянском районах, в г. Архангельске и г. Мирном. Наибольшее количество сдающих экзамен характерно для Холмогорского и Устьянского районов, г. Коряжмы, Новодвинска и Северодвинска. Наименьшее – для Ленского, Онежского, Шенкурского, Пинежского и Вилегодского районов.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по педагогике:

Проверка эффективности экспериментальной работы по формированию музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста посредствам музыкально-дидактических игр
Для того, чтобы проверить эффективность нашей экспериментальной работы, было проведено контрольное обследование детей среднего дошкольного возраста экспериментальной группы. Задача контрольного эксперимента: - выявить динамику сформированности уровня музыкальных способностей у детей среднего дошкол ...

Оценка уровня обучаемости младших школьников
Задачи исследования Г.П. и И.П. Антоновой были поставлены следующие: 1. Определить уровень сформированности некоторых компонентов обучаемости у учащихся I- III классов. 2. Изучить индивидуальные особенности и динамику внушаемости у младших школьников. 3. Выявить характер соотношения особенностей об ...

В.В. Данилов как сторонник академического преподавания
Лучшие методические работы Владимира Валериановича Данилова, литературоведа и методиста, преподававшего в начале века в петербургской мужской гимназии и одновременно читавшего лекции в учительском институте, вышли до революции. В них он выступает сторонником академического преподавания, опирается н ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru