Коррекционное значение музыкальной деятельности в развитии эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития

Образование и воспитание » Особенности развития эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой психического развития в музыкальной деятельности » Коррекционное значение музыкальной деятельности в развитии эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития

Страница 1

Развитие эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития рассматривается как приоритетная коррекционная задача.

По мнению Т.Н. Павлий многие трудности адаптации к школьному обучению у этих детей обусловлены незрелостью их переживаний и своеобразием эмоциональной регуляции поведения. Многие из них имеют низкий или нестойкий интерес к различным видам деятельности, склонны к отказу от нее из-за неуверенности в собственных силах, при необходимости действовать самостоятельно и целенаправленно. Они своеобразно переживают ситуацию оценки их деятельности. Поверхностность привязанностей, легкая пресыщаемость, эмоциональная возбудимость и лабильность, частая смена настроений, проявления аффекта приводят к сложностям в общении со сверстниками и взрослыми. Негативизм, боязнь, агрессивность не способствуют благоприятному развитию личности ребенка с ЗПР. Поэтому автор подчеркивает важность своевременной коррекции эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте.

Анализ специальной литературы (Т.А. Власова, В.И. Лубовский, В.Ф. Мачихина, Н.А. Цыпина, К.С. Лебединская, С.Г. Шевченко и др.) показывает, что в существующей системе подготовки детей с задержкой психического развития к жизни определены условия воспитания и пути развития этой категории детей. Однако практика показывает, что требуется отдельная, дополнительная разработка методов коррекции эмоциональной сферы детей с ЗПР.

Специалисты С.А. Игумнов, Е.А. Панько, Я.Л. Коломинский считают, что развитию эмоций и чувств способствует специально организованная деятельность – музыкальные занятия. На этих занятиях дети не только учатся определять настроение и характер музыкальных произведений, не только испытывают определенные чувства, связанные с восприятием музыки, но и в совместной с другими детьми творческой деятельности имеют возможность видеть настроение других детей, проявлять свои переживания. По мнению авторов, одним из любимых видов деятельности ребенка является музыкальная, в которой выделяют следующие виды: восприятие музыки, исполнительская деятельность, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Каждый из этих сложных, специфических видов музыкальной деятельности оказывает особое влияние как на развитие музыкальных способностей, так эмоциональной сферы и личности ребенка в целом.

Восприятие музыки в формировании всех сфер личности ребенка высоко оценивается многими как отечественными специалистами – Н.А. Ветлугиной, И.Л. Дзержинской, Д.Б. Кабалевским, В.Н. Шацкой и другими. На протяжении детского возраста формируется дифференцированное и целостное восприятие музыки, развивается способность эмоционально откликнуться на общее настроение музыкального произведения, что имеет важное коррекционное значение в воспитании дошкольников с задержкой психического развития.

О.П. Радынова рассматривает детское музыкальное исполнительство (пение, музыкально-ритмическое движение, игра на музыкальных инструментах) как практическую, достаточно разнообразную деятельность, наиболее доступную детям дошкольного возраста. Автор отмечает, что в процессе пения и игры на музыкальных инструментах не только успешно развиваются музыкальные способности, но и формируется эстетическое отношение к окружающему, музыке, а также повышается эмоциональный фон настроения дошкольников с задержкой психического развития.

А.П. Зарин, Е.А. Ложко указывают, что особое значение в развитии эмоциональной сферы детей с ЗПР приобретают ритмические музыкальные игры, упражнения, танцы, в которых дети учатся передавать музыкальные образы в движении в соответствии с музыкой. Благоприятное воздействие этот вид деятельности оказывает не только на развитие двигательных навыков, ритмики, музыкальности в целом, но и на создание общего бодрого, радостного жизненного тонуса ребенка.

По мнению специалистов А.И. Катинене, М.Л. Паландишвили, О.П. Радыновой, эффективность коррекционного воздействия музыкальной деятельности на психическое развитие дошкольников с ЗПР проявляется в развитии способности искренне и непосредственно выражать эмоциональное содержание музыки, непринужденно действовать, в усвоении определенных способов пения, движения, игры на музыкальном инструменте, в отражении в процессе исполнения индивидуального своеобразия ребенка.

Страницы: 1 2 3

Статьи по педагогике:

Теоретические основы музыкального воспитания глухих детей
Известно, что нормально слышащий человек воспринимает музыку прежде всего на основе слуха. Определенное значение имеет зрительное восприятие музыканта-исполнителя, его эмоциональные переживания в связи с настроением музыки, атмосферы концертного зала, что позволяет более полно прочувствовать музыку ...

Анализ результатов применения методики преподавания географии Э.В. Ким, Г.Я. Лисенковой по теме «Арктика. Арктические моря. Северный Морской Путь»
По результатам тестирования 72% испытуемых получили отметку «отлично», 20% – отметку «хорошо» и 8% – отметку «удовлетворительно». Рис. 2. Диаграмма результатов тестирования Часто встречающимся результатом был показатель в 6 правильных ответов на первые 6 вопросов плюс два правильных ответа на после ...

Подготовительная работа к решению задач
На этой первой ступени обучения решению задач того или другого вида должна быть создана у учащихся готовность к выбору арифметических действий при решении соответствующих задач: они должны усвоить знание тех связей, на основе которых выбираются арифметические действия, знание объектов и жизненных с ...

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru