Развитие эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития рассматривается как приоритетная коррекционная задача.
По мнению Т.Н. Павлий многие трудности адаптации к школьному обучению у этих детей обусловлены незрелостью их переживаний и своеобразием эмоциональной регуляции поведения. Многие из них имеют низкий или нестойкий интерес к различным видам деятельности, склонны к отказу от нее из-за неуверенности в собственных силах, при необходимости действовать самостоятельно и целенаправленно. Они своеобразно переживают ситуацию оценки их деятельности. Поверхностность привязанностей, легкая пресыщаемость, эмоциональная возбудимость и лабильность, частая смена настроений, проявления аффекта приводят к сложностям в общении со сверстниками и взрослыми. Негативизм, боязнь, агрессивность не способствуют благоприятному развитию личности ребенка с ЗПР. Поэтому автор подчеркивает важность своевременной коррекции эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития в дошкольном возрасте.
Анализ специальной литературы (Т.А. Власова, В.И. Лубовский, В.Ф. Мачихина, Н.А. Цыпина, К.С. Лебединская, С.Г. Шевченко и др.) показывает, что в существующей системе подготовки детей с задержкой психического развития к жизни определены условия воспитания и пути развития этой категории детей. Однако практика показывает, что требуется отдельная, дополнительная разработка методов коррекции эмоциональной сферы детей с ЗПР.
Специалисты С.А. Игумнов, Е.А. Панько, Я.Л. Коломинский считают, что развитию эмоций и чувств способствует специально организованная деятельность – музыкальные занятия. На этих занятиях дети не только учатся определять настроение и характер музыкальных произведений, не только испытывают определенные чувства, связанные с восприятием музыки, но и в совместной с другими детьми творческой деятельности имеют возможность видеть настроение других детей, проявлять свои переживания. По мнению авторов, одним из любимых видов деятельности ребенка является музыкальная, в которой выделяют следующие виды: восприятие музыки, исполнительская деятельность, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Каждый из этих сложных, специфических видов музыкальной деятельности оказывает особое влияние как на развитие музыкальных способностей, так эмоциональной сферы и личности ребенка в целом.
Восприятие музыки в формировании всех сфер личности ребенка высоко оценивается многими как отечественными специалистами – Н.А. Ветлугиной, И.Л. Дзержинской, Д.Б. Кабалевским, В.Н. Шацкой и другими. На протяжении детского возраста формируется дифференцированное и целостное восприятие музыки, развивается способность эмоционально откликнуться на общее настроение музыкального произведения, что имеет важное коррекционное значение в воспитании дошкольников с задержкой психического развития.
О.П. Радынова рассматривает детское музыкальное исполнительство (пение, музыкально-ритмическое движение, игра на музыкальных инструментах) как практическую, достаточно разнообразную деятельность, наиболее доступную детям дошкольного возраста. Автор отмечает, что в процессе пения и игры на музыкальных инструментах не только успешно развиваются музыкальные способности, но и формируется эстетическое отношение к окружающему, музыке, а также повышается эмоциональный фон настроения дошкольников с задержкой психического развития.
А.П. Зарин, Е.А. Ложко указывают, что особое значение в развитии эмоциональной сферы детей с ЗПР приобретают ритмические музыкальные игры, упражнения, танцы, в которых дети учатся передавать музыкальные образы в движении в соответствии с музыкой. Благоприятное воздействие этот вид деятельности оказывает не только на развитие двигательных навыков, ритмики, музыкальности в целом, но и на создание общего бодрого, радостного жизненного тонуса ребенка.
По мнению специалистов А.И. Катинене, М.Л. Паландишвили, О.П. Радыновой, эффективность коррекционного воздействия музыкальной деятельности на психическое развитие дошкольников с ЗПР проявляется в развитии способности искренне и непосредственно выражать эмоциональное содержание музыки, непринужденно действовать, в усвоении определенных способов пения, движения, игры на музыкальном инструменте, в отражении в процессе исполнения индивидуального своеобразия ребенка.
Статьи по педагогике:
Сущность
понятий "объект", "модель", "моделирование"
С точки зрения информатики, решение любой производственной или научной задачи описывается следующей технологической цепочкой: «реальный объект - модель - алгоритм - программа - результаты - реальный объект». В этой цепочке очень важную роль играет звено «модель», как необходимый, обязательный этап ...
Дошкольная педагогика Германии
Отцом всей дошкольной педагогики я считаю Фридриха Фребеля. Закончив в 1801 Йенский университет, в возрасте девятнадцати лет он начал работать у И.Г. Песталоцци в Ивердонском институте. В 1837 году, умудренный опытом, он открыл в Бланкенбурге (Тюрингия) учреждение для игр и занятий детей младшего в ...
Средства обучения и их особенности
Средства обучения — это специально созданные пособия и материалы различного характера, которые помогают учителю управлять познавательно-практической деятельностью школьников, решать стоящие перед ним задачи: давать знания, формировать умения и навыки, воздействовать на детей и т. д. Средства обучен ...