Коррекционное значение музыкальной деятельности в развитии эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития

Образование и воспитание » Особенности развития эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой психического развития в музыкальной деятельности » Коррекционное значение музыкальной деятельности в развитии эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития

Страница 2

Л.С. Маркова считает, что одной из задач работы музыкального руководителя специализированного дошкольного учреждения должна стать работа по преодолению детьми барьеров в общении, развитии лучшего понимания себя и других, снятию психического напряжения, созданию возможностей для самовыражения. Для того чтобы выработать у детей положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т.д.) и изжить невротические проявления (страхи, опасения, неуверенность и т.д.), нужно научить детей осознавать значение данных понятий. Для осуществления поставленных целей Л.С. Марковой была разработана специальная методика по коррекции эмоционально-личностной сферы ребенка средствами музыки, основанная на поэтапности работы с использованием различных форм музыкальной деятельности, таких как: музыкотерапия – использование психогимнастики на занятиях ритмики; тематические занятия; доминантные занятия.

В основу методики Л.С. Марковой положена идея Н.А. Ветлугиной, по которой дошкольный период – это период накопления музыкальных впечатлений, интенсивного музыкального восприятия, развития эмоциональной сферы и творческого воображения. Использовано оригинальное исследование развития и способов комплексной коррекции различных сторон психики детей дошкольного возраста ленинградского педагога М.И. Чистяковой, ставящей целью научить ребенка справляться с жизненными трудностями: ребенок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь, что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. Ознакомившись с работами этих авторов, Л.С. Маркова пришла к выводу, что, соединяя эмоциональное развитие и музыкальное воспитание, можно научить детей познавать различные эмоции, а также управлять ими.

В работах Е.А. Медведевой, Л.Н. Комиссаровой, И.Ю. Левченко отмечается, что в настоящее время особое внимание уделяется музыкотерапии, которая является самостоятельным психо-коррекционным направлением, имеющим в своей основе два аспекта воздействия:

психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма);

психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоционального состояния). Именно катарсистическое (очищающее) воздействие музыки позволяет использовать ее в коррекционной работе с детьми, которые имеют проблемы в развитии.

В соответствии с программой для специальных ДОУ и групп для дошкольников с задержкой психического развития (под редакцией Т.Г. Неретиной) с целью коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении музыкотерапия используется при работе с детьми разного возраста. Музыкотерапия применяется как в индивидуальной, так и групповой форме работы.

Г.А. Кузнецова, В.В. Колесникова и другие специалисты предлагают использовать музыкотерапию в работе с дошкольниками с ЗПР, имеющих эмоционально-личностные проблемы, конфликтные межличностные внутрисемейные отношения, переживающих состояние эмоциональной депривации, чувство одиночества, отличающихся повышенной тревожностью, импульсивностью. Специалисты выделяют три вида музыкотерапии: рецептивную; активную; интегративную.

Занятия средствами рецептивной музыкотерапии с дошкольниками с ЗПР направлены на моделирование у них положительного эмоционального состояния. Авторы отмечают, что восприятие ребенком музыки помогает «шагнуть» из реальной жизни в другой, воображаемый мир, мир причудливых образов, настроений. В небольшом предваряющем рассказе необходимо настроить дошкольника на восприятие определенной образной музыкальной картинки, затем мелодия как бы уводит ребенка от отрицательных переживаний, раскрывает ему красоту природы и мира. После прослушивания в беседе с ребенком необходимо выяснить, что он «видел», чувствовал, «делал» в воображаемом путешествии, какую картинку словами он может нарисовать, описать. Такое восприятие музыки обеспечивает снятие напряжения, улучшает психоэмоциональное состояние дошкольников.

Активная музыкотерапия в работе с дошкольниками с ЗПР используется в разных вариантах: вокалотерапия, танцетерапия, с целью коррекции психоэмоциональных состояний у детей, имеющих невысокую самооценку, низкую степень самопринятия, сниженный эмоциональный тонус, проблемы в развитии коммуникативной сферы. Занятия по вокалотерапии направлены на формирование оптимистического настроения: исполнение жизнеутверждающих песен-формул, оптимистических детских песен, которые можно петь под фонограмму или аккомпанемент. Коррекция нарушения эмоционально-личностной сферы и психомоторики дошкольников с отклонениями в развитии в кинезитерапии. Она основана на связи музыки и движения. В языке жеста, мимики, позах, движении всегда отражается внутреннее эмоциональное состояние ребенка. Ритмические движения выступают в роли средства невербального общения и разрядки эмоционального напряжения.

Страницы: 1 2 3

Статьи по педагогике:

Характеристика форм внеклассной работы
Для эффективности обучения младших школьников культуре стран дальнего зарубежья следует проводить его на основе внеклассной работы. При изучении реальных ситуаций межкультурного контакта установлено, что эволюция восприятия человека, попавшего в незнакомую культуру, проходит три основных этапа. При ...

Школа как педагогическая система и объект научного управления
Педагогическая система является самостоятельной развивающейся и управляемой целостностью, состоящей из ряда компонентов. Управление педагогической системой, с одной стороны, сохраняет ее целостность, с другой - позволяет изменять, влиять на действие отдельных ее компонентов. Функционирование педаго ...

Дошкольное образование в США
Первый детский сад в Америке был создан в 1855 году эмигрантами-немцами и работал по системе Фребеля. К началу ХХ века в каждом большом городе были общественные детские сады. В это же время американские педагоги отказались от системы Фребеля и начали развивать собственные направления в дошкольной п ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru