Коррекционное значение музыкальной деятельности в развитии эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития

Образование и воспитание » Особенности развития эмоциональной сферы у дошкольников с задержкой психического развития в музыкальной деятельности » Коррекционное значение музыкальной деятельности в развитии эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития

Страница 2

Л.С. Маркова считает, что одной из задач работы музыкального руководителя специализированного дошкольного учреждения должна стать работа по преодолению детьми барьеров в общении, развитии лучшего понимания себя и других, снятию психического напряжения, созданию возможностей для самовыражения. Для того чтобы выработать у детей положительные черты характера (уверенность, честность, смелость, доброта и т.д.) и изжить невротические проявления (страхи, опасения, неуверенность и т.д.), нужно научить детей осознавать значение данных понятий. Для осуществления поставленных целей Л.С. Марковой была разработана специальная методика по коррекции эмоционально-личностной сферы ребенка средствами музыки, основанная на поэтапности работы с использованием различных форм музыкальной деятельности, таких как: музыкотерапия – использование психогимнастики на занятиях ритмики; тематические занятия; доминантные занятия.

В основу методики Л.С. Марковой положена идея Н.А. Ветлугиной, по которой дошкольный период – это период накопления музыкальных впечатлений, интенсивного музыкального восприятия, развития эмоциональной сферы и творческого воображения. Использовано оригинальное исследование развития и способов комплексной коррекции различных сторон психики детей дошкольного возраста ленинградского педагога М.И. Чистяковой, ставящей целью научить ребенка справляться с жизненными трудностями: ребенок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь, что эмоциональные проблемы вызываются не только ситуациями, но и их неверным восприятием. Ознакомившись с работами этих авторов, Л.С. Маркова пришла к выводу, что, соединяя эмоциональное развитие и музыкальное воспитание, можно научить детей познавать различные эмоции, а также управлять ими.

В работах Е.А. Медведевой, Л.Н. Комиссаровой, И.Ю. Левченко отмечается, что в настоящее время особое внимание уделяется музыкотерапии, которая является самостоятельным психо-коррекционным направлением, имеющим в своей основе два аспекта воздействия:

психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма);

психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоционального состояния). Именно катарсистическое (очищающее) воздействие музыки позволяет использовать ее в коррекционной работе с детьми, которые имеют проблемы в развитии.

В соответствии с программой для специальных ДОУ и групп для дошкольников с задержкой психического развития (под редакцией Т.Г. Неретиной) с целью коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении музыкотерапия используется при работе с детьми разного возраста. Музыкотерапия применяется как в индивидуальной, так и групповой форме работы.

Г.А. Кузнецова, В.В. Колесникова и другие специалисты предлагают использовать музыкотерапию в работе с дошкольниками с ЗПР, имеющих эмоционально-личностные проблемы, конфликтные межличностные внутрисемейные отношения, переживающих состояние эмоциональной депривации, чувство одиночества, отличающихся повышенной тревожностью, импульсивностью. Специалисты выделяют три вида музыкотерапии: рецептивную; активную; интегративную.

Занятия средствами рецептивной музыкотерапии с дошкольниками с ЗПР направлены на моделирование у них положительного эмоционального состояния. Авторы отмечают, что восприятие ребенком музыки помогает «шагнуть» из реальной жизни в другой, воображаемый мир, мир причудливых образов, настроений. В небольшом предваряющем рассказе необходимо настроить дошкольника на восприятие определенной образной музыкальной картинки, затем мелодия как бы уводит ребенка от отрицательных переживаний, раскрывает ему красоту природы и мира. После прослушивания в беседе с ребенком необходимо выяснить, что он «видел», чувствовал, «делал» в воображаемом путешествии, какую картинку словами он может нарисовать, описать. Такое восприятие музыки обеспечивает снятие напряжения, улучшает психоэмоциональное состояние дошкольников.

Активная музыкотерапия в работе с дошкольниками с ЗПР используется в разных вариантах: вокалотерапия, танцетерапия, с целью коррекции психоэмоциональных состояний у детей, имеющих невысокую самооценку, низкую степень самопринятия, сниженный эмоциональный тонус, проблемы в развитии коммуникативной сферы. Занятия по вокалотерапии направлены на формирование оптимистического настроения: исполнение жизнеутверждающих песен-формул, оптимистических детских песен, которые можно петь под фонограмму или аккомпанемент. Коррекция нарушения эмоционально-личностной сферы и психомоторики дошкольников с отклонениями в развитии в кинезитерапии. Она основана на связи музыки и движения. В языке жеста, мимики, позах, движении всегда отражается внутреннее эмоциональное состояние ребенка. Ритмические движения выступают в роли средства невербального общения и разрядки эмоционального напряжения.

Страницы: 1 2 3

Статьи по педагогике:

Воспитание и обучение в Киевском государстве
Первое известие об обучении девочек в древней Руси относится к XI веку. В 1086 году Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла девичье училище при Андреевском монастыре в Киеве, где девочек обучали чтению, письму, пению и швейному делу: «Всеволод заложил церковь святого Андрея при Иоанне ...

Проблемы и перспективы современного урока
Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе. До 50-х годов 20 века ...

Воспитание, школа и педагогическая мысль в XIII–XIV вв. на Востоке
Развитие педагогической мысли в XIII–XIV вв. В XIII–XIV веках в восточной педагогике превалирующую роль стал играть суфизм. Многие произведения восточной педагогики и философии распространялись в оригиналах или в переводах и пересказах ученых, получивших признание в странах Востока. В мактабах и ме ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru