Проблемы и перспективы современного урока

Образование и воспитание » Проблемы и перспективы современного урока

Страница 1

Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть более 350 лет. Это педагогическое изобретение оказалось столь жизнеспособным, что и в наши дни урок остается самой распространенной организационной формой учебно-воспитательного процесса в школе. До 50-х годов 20 века урок представлял феномен с достаточно жесткой структурой. В 50 – 60 годы происходит отрицание прежних представлений об уроке. Специалисты в области дидактики, педагогики, психологии и методики начинают исследовать «новый» урок, одновременно создавая теорию и практику современного урока. Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество новых вакансий и возможностей. И развитию подвергается не только хозяйство страны и экономика, но и все сферы жизни человека. Молодой человек, выйдя из стен школы, должен быстро приспособиться к стремительному круговороту событий и явлений окружающей его жизни, а для этого он должен получить определенную базу знаний, умений и навыков в школе. Современная жизнь предъявляет сегодня к человеку очень жесткие требования – это высокое качество образования, коммуникативность, целеустремленность, креативность, а для успешной карьеры ему еще понадобятся и качества лидера (умение общаться, находить новые неожиданные решения и т.д.) Реальность диктует нам, что молодой человек должен обладать набором определенных качеств и только тогда он сможет быть успешным и адекватным в современном мире, жить в гармонии с собой и окружающими и быть полезным обществу.

Подготовка учащихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе, поэтому труд учителя сегодня несколько видоизменяется и по своей методике отходит от традиционных форм обучения и воспитания. Для этого методика урока должна быть построена так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике. В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» намечена программа строительства школы будущего: «Школа должна растить, обучать и воспитывать молодое поколение с максимальным учётом тех общественных условий, в которых они будут жить и работать». Задача современной школы – давать прочные знания основ наук, формировать высокую сознательность, готовить к жизни, к сознательному выбору профессии.

Выполнение этих задач происходит в процессе обучения, основной формой и единицей которого, как и прежде, является урок.

Недостатки традиционного урока

а) жёсткая регламентация времени и пространства;

б) доминируют фронтальные методы над индивидуальными;

г) слабая связь изучаемой теории с практикой;

д) преобладание репродуктивных методов над творческими;

е) трудности с реализацией личностно – ориентированного дифференцированного обучение

Типичные недостатки современного урока:

1. Не учитываются особенности класса при организации учебного процесса (психолого-педагогическая характеристика класса визуалы-аудиалы-кинестетики).

2. Низкий научно-теоретический уровень преподавания, недостаточное владение методологией преподаваемого предмета, методами научного познания. (Учитель затрудняется определить место урока в системе уроков в теме, разделе, курсе в целом.)

3. Отсутствует мобилизующие начало урока, (необходима мотивация, сообщение целей, планируемых результатов, показ значимости урока, постановка проблемы).

4. Недостаточно чётко формулируются и реализуются задачи урока (Знания Умения, Воспитание, Развитие, Применение знаний и умений в жизни. См стандарт) Знания о способах деятельности, методах научного познания относится к компоненту «Знания»

5. Преобладание комбинированных уроков (нет блочно-модульной системы в старших классах!)

6. Редко и малоэффективно используются и сочетаются индивидуальные, групповые и общеклассные формы

7. Преобладают репродуктивные методы (мало проблемных, частично – поисковых, эвристических бесед, проектов, исследований и др.)

8. Необъективная и негуманная оценочная деятельность учителя (система учёта и оценки знаний).

9. Плохо используются возможности кабинетной системы.

10. Не уделяется достаточного внимания инструктажу о выполнении домашнего задания: дифференциации и индивидуализации заданий по объему и сложности. Связь домашнего задания с будущим уроком. Сохранение опорных знаний в тетрадях, инструктаж о выполнении домашнего задания.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Теоретические основы музыкального воспитания глухих детей
Известно, что нормально слышащий человек воспринимает музыку прежде всего на основе слуха. Определенное значение имеет зрительное восприятие музыканта-исполнителя, его эмоциональные переживания в связи с настроением музыки, атмосферы концертного зала, что позволяет более полно прочувствовать музыку ...

Перспективы развития дистанционного обучения
Развитие отечественного образования является одной из важнейших задач, стоящих перед обществом. По мнению экспертов, одним из путей решения данной проблемы может стать дистанционное обучение. Без сомнения, онлайн-обучение ни в коем случае не сможет стать заменой традиционному обучению. Оно не в сос ...

Результаты исследования и их обсуждение
Наблюдение уроков проводилось в 4 классах. На первом уроке учитель не акцентировала внимание на приёмах развивающего чтения и не использовала их полностью. На этапе подведения итогов была проведена взаимопроверка, учащиеся оценили себя за работу на всём уроке. На втором уроке учитель применила приё ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru