Обучение детей раннего возраста конструированию из строительного материала

Образование и воспитание » Обучение детей раннего возраста конструированию из строительного материала

Конструирование из строительного материала является одним из важнейших и интереснейших видов детской продуктивной деятельности. Конструирование является практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее задуманного продукта.

В современной педагогике детское конструирование рассматривается как средство всестороннего развития ребенка. Конструирование - прежде всего важное средство умственного воспитания детей. Наиболее успешно в конструировании развиваются сенсорные способности. Здесь сенсорные процессы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой.

Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение и пр.); у него развиваются познавательные и практические действия. В конструировании ребенок, помимо зрительного восприятия качества предмета, реально, практически разбирает образец на детали, а затем собирает их в модель (так в действии он осуществляет и анализ и синтез).

Более целенаправленным становится зрительное восприятие. Создается также предпосылка для приобретения способности производить более глубокий зрительный анализ модели и предмета, не обращаясь к реальному расчленению.

Сооружая постройку, ребенок уточняет и пополняет представления, предварительно намечая ее положение в пространстве, расположение частей; Таким образом, формирование пространственных представлений в конструировании происходит на наглядном материале.

В процессе конструктивной деятельности у детей формируются обобщенные представления. Дети познают, что множество предметов в окружающем составляют группы однородных предметов, объединенных одним понятием: здания, мосты, транспорт и др. Форма и величина частей различная, однако основные части остаются одними и теми же. Формирование такого рода представлений способствует усвоению детьми основной конструктивной зависимости - зависимости конструкции от ее практического назначения, что оказывает существенное влияние на развитие мышления детей.

В процессе занятий конструированием дети усваивают правильные геометрические названия деталей строительного набора (куб, брусок, пластина и т.д.), узнают об особенностях геометрических тел, учатся правильно обозначать в слове названия направлений.

Велико участие конструирования в эмоционально-личностном становлении ребёнка - в развитии чувства инициативы, которое проявляется в возможности утвердить себя как деятеля, творца и созидателя, управляющего материалами и инструментами, реализующего свои замыслы. На вовлечение детей в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно - практических навыков, нацеливает педагогов Концепция художественного образования в Российской Федерации.

Конструирование из строительного материала - это тот вид деятельности, в котором ребенку гарантирован успех. К сожалению, сейчас конструированию из строительного материала отводится незначительное место в занятиях с ребёнком, а деревянный конструктор - большая редкость в наборе детских игрушек. Анализ опыта работы воспитателей показывает, что провести такое занятие в условиях дошкольного образовательного учреждения достаточно проблематично. Детей в группах много и каждому предоставить достаточное количество разнообразных деталей очень непросто. В группах раннего возраста и младших группах дети строят по образцу воспитателя или вместе с ним, и количество деталей используется минимальное.

В соответствии с пунктом 2.4 ФГТ предусматривается построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, основной из которых и ведущим видом деятельности для них является игра.

В области детского конструирования существуют программы, разработанные Л.А. Парамоновой, Л.В. Куцаковой, Н.Ф. Тарловской, Л.А. Топорковой, предусматривающие развитие конструктивных способностей у детей.

Исследованием проблемы обучения конструированию из строительного материала детей раннего возраста занимались А.Р. Лурия, Н.Н. Поддьяков, В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, В.В. Холмовская и другие. Они рассматривали конструирование как универсальную деятельность по созданию построек различного типа. На такое понимание конструирования мы опирались в своем исследовании на примере организации работы по обучению конструированию из строительного материала детей раннего возраста.

Объект исследования: конструирование из строительного материала детей раннего возраста.

Предмет исследования: методика обучения конструированию из строительного материала детей раннего возраста.

Цель работы: теоретическая разработка содержания и методов обучения конструированию из строительного материала детей раннего возраста.

Задачи работы:

1. Изучить психолого-педагогическую литературу и опыт работы по проблеме обучения детей раннего возраста конструированию из строительного материала.

2. Определить содержание игр-занятий по обучению конструированию из строительного материала в первой младшей группе.

Статьи по педагогике:

Характеристика форм внеклассной работы
Для эффективности обучения младших школьников культуре стран дальнего зарубежья следует проводить его на основе внеклассной работы. При изучении реальных ситуаций межкультурного контакта установлено, что эволюция восприятия человека, попавшего в незнакомую культуру, проходит три основных этапа. При ...

История освоения и исследования Северного морского пути
Есть данные о том, что человек появился на Севере еще в глубине каменного века. Именно тогда было положено начало арктическому мореплаванию и, следовательно, арктической морской культуре. Впрочем, признаться, это «мореплавание» было ограничено пределами береговой полосы. Кожаная или деревянная лодк ...

Сравнительный анализ урока с использованием мультимедиа с традиционным уроком
В экспериментальном классе по сравнению с контрольным урок прошел динамичней и непринужденней, у учащихся 3а класса наблюдался повышенный интерес к новой теме. Таблица 1 Количественные показатели инициативности учащихся в контрольном и экспериментальном классах В экспериментальном классе В контроль ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru