Методы обучения конструированию детей третьего года жизни разнообразны. Основное место занимает использование образца, выполненного воспитателем, сопровождаемое показом и подробным объяснением процесса возведения постройки.
Методика конструирования по образцу сводится к тому, что воспитатель показывает ребенку образец постройки, а затем учит приемам создания простых конструкций из ограниченного количества деталей. Это конструирование включает действия на основе подражания, действиям воспитателя, собственные усилия ребенка в сочетании с действиями самоконтроля, а также прямую помощь со стороны воспитателя.
Прежде чем обучать детей приемам создания той или иной постройки, педагог знакомит воспитанников с реальным предметом, показывает, из каких частей он состоит, объясняет их практическое назначение. Например, при рассматривании во время прогулки горки воспитатель обращает внимание малышей на то, что у нее есть лестница и скат («По лестнице взбираются на горку, а по скату, расположенному с другой стороны, съезжают»). Такое целенаправленное рассматривание предметов помогает ребенку воспроизводить их в своих постройках.
Вначале воспитатель привлекает внимание детей к объекту в целом, так как ребенок раннего возраста, как правило, не воспринимает предмет целиком, а видит лишь детали, чем-то заинтересовавшие его. Затем педагог выделяет части постройки (у домика - стены, окна, дверь, крыша и т.п.), объясняет, какова их форма и пространственное расположение по отношению одна к другой. Далее педагог останавливается на деталях, из которых состоят эти части, и их пространственном расположении (крыша состоит из призм, поставленных в ряд). Порядок обследования должен соответствовать последовательности возведения постройки. Это облегчит детям конструирование.
Воспитатель с самого начала мотивирует постройку и необходимость ее сооружения событиями несложного и понятного детям сюжета. Постройка приобретает для ребенка определенный смысл в контексте решения игровой задачи. Внимание его переключается с конструирования как такового на постройку как средство воплощения понятного ему сюжета, содержание которого исходит от воспитателя.
Создание постройки, хотя и подчиненно при этом игровой задаче, является объектом специального внимания воспитателя. Он должен вовремя помочь ребенку, если тот после демонстрации необходимых конструктивных действий затрудняется их реализовать. Эта помощь может быть выражена в повторном показе постройки образца, включенного в сюжетную канву игровой задачи, в том, что воспитатель поправляет постройку, достраивает ее сам в случае, если ребенок затрудняется в ее завершении или огорчен неудачей.
В процессе выполнения постройки детьми воспитатель следит за тем, чтобы они точно следовали образцу, правильно отбирали материал и правильно его использовали; тому, кто в этом нуждается, помогает советом, а иногда и практическим действием. Если же педагог замечает ошибки, общие для многих детей, то прибегает к повторному объяснению и показу тех или иных способов и приемов.
В конце каждого занятия воспитатель должен показать малышам, как использовать данную постройку для игры, и предусмотреть для этого специальное время (2-3 мин). И хотя первоначально игрушки отвлекают детей от самого конструктивного процесса, именно в обучении младших дошкольников их нужно использовать особенно часто. Чтобы игрушка побуждала ребенка к действию, ее следует давать в самом начале занятия. При этом педагог должен сказать: «Сегодня вы будете строить для своих матрешек кроватки - в них они будут спать» («Сейчас мы построим башенку с домиком для птичек, они будут там жить, клевать зернышки» и т.п.). Важно, чтобы размер игрушек соответствовал размерам построек.
Статьи по педагогике:
Методика изучения темы “Электромагнитные колебания” в курсе физики средней
школы
При определении содержания и методов изучения данного раздела необходимо руководствоваться такими основными факторами, как научной значимостью отобранного для изучения материала и важностью его практических приложений. Колебательные процессы – одни из самых распространенных процессов в природе. Изу ...
Неуспеваемость глазами психолога
Психологические причины, лежащие в основе неуспеваемости можно объединить в две группы. К первой из которых отнесли недостатки познавательной деятельности в широком смысле слова, а ко второй недостатки в развитии мотивационной сферы детей. Анализируя причины первой группы, можно вести речь о тех сл ...
Антропологически
неприемлемые модели педагогического взаимодействия
Л.Н. Толстой считал, что воспитание есть умышленное формирование людей по известным образцам. Это высказывание очень точно раскрывает насильственный характер самой природы воспитания, но в процессе воспитания можно смягчать, использовать более опосредованные способы воздействия на воспитуемого, за ...