Большой интерес к конструктивной деятельности у детей возникает в тех случаях, когда воспитатель использует хорошо знакомые малышам стихотворения, сказки («Сделаем стульчик и кроватку для Мишутки из сказки «Три медведя»).
После занятия следует показывать и систематически напоминать детям, как разбирать постройки и укладывать материал на место (начинают разбирать постройку сверху, детали сначала группируют на столе - кубики, кирпичики, пластины и т. д., а затем поочередно убирают в ящики стола, на полки). Эта работа приучает детей к порядку, помогает прочнее запомнить названия деталей, способствует сенсорному развитию.
Такая методика обучения конструированию в руках воспитателя является действенным средством обучения ребенка конкретным конструктивным приемам, так как благодаря применению его воспитатель преодолевает явления механического подражания или манипулирования деталями наугад.
Мы выполнили анализ психолого-педагогической литературы и опыта работы по проблеме обучения конструированию из строительного материала детей раннего возраста. Мы выяснили, что исследованием данной проблемы занимались В.Г. Нечаева, З.В. Лиштван, А.Н. Давидчук, Н.Н. Поддъяков, И.Ю. Пашилите, Л.А. Парамонова и другие.
Конструирование является продуктивной деятельностью, отвечающей интересам и потребностям детей. Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construere», что означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов.
В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение. Творчество связано, как правило, больше с созданием замысла, поскольку он заключается в обдумывании и планировании процесса предстоящей практической деятельности - в представлении конечного результата, в определении способов и последовательности его достижения.
Принципиально значимым является эмоциональная окрашенность детской деятельности, в которой ребенок свободно может использовать разные материалы, создавать оригинальные образы. Связь конструирования с повседневной жизнью, с другими видами деятельности (игрой, театром и т.п.) делает его особенно интересным, эмоционально насыщенным. Потребность в такой деятельности у детей становится ярко выраженной.
Программа конструктивной деятельности предусматривает в 1 младшей группе только конструирование из строительного материала. Для обучения детей раннего возраста конструированию используют наборы кубиков, кирпичиков, пластин и трехгранных призм, строительного материала М.П. Агаповой, а также строительные наборы № 3, № 4, разработанные ВНИИ игрушки.
Статьи по педагогике:
Структура учебно-методического комплекса дисциплины
Осознав понятие, цель и принципы разработки учебно-методического комплекса дисциплины, следует ознакомиться с его структурой. УМК состоит из пяти блоков (нормативный блок, теоретический блок, практический блок, блок оценочно-диагностических средств и контрольно-измерительных материалов, методически ...
Влияние эмоций на познавательные процессы
Под влиянием эмоций течение всех познавательных процессов может изменяться. Эмоции могут избирательно способствовать одним познавательным процессам и тормозить другие. Человек, находящийся в эмоционально нейтральном состоянии, реагирует на предметы в зависимости от их значимости, при этом, чем важн ...
Полнота и глубина знаний
Как отмечает педагогика, молодому поколению должен быть передан весь объем имеющихся знаний, но, так как это невозможно, а в отношении каждого учащегося тем более, то школьной программой предусмотрен минимально необходимый объем знаний об изучаемых объектах. Этот объем и характеризует полноту знани ...