Анализ методической литературы

Страница 1

В методических пособиях, программах, изучение раздела «культура Средневековой Европы» проводится в контексте изучения культур других стран. Культура Запада рассматривается в составе Византийской культуры, культуры древней Руси, средневековой культуры Восточных стран.

В некоторых программах, изучению культуры Средневековой Европы вообще не уделено должное внимание. Например, в программе Л.А.Рапацкой выделяется только одна тема, посвященная европейскому средневековью: «Средние века – путь к общности европейских художественных традиций». В этой теме рассматривается роль догматов христианской церкви в развитии искусства европейских стран; уделяется внимание рыцарской культуре, музыке, архитектуре, живописи. Минусом данной программы можно назвать и то, что здесь не указано количество часов, отведенных на изучение темы.

Более удобное раскрытие темы содержится в программе Г.И.Даниловой. На изучение темы «культура Средневековой Европы» здесь отводиться 7 часов. Из них, на изучение архитектуры западноевропейского средневековья – 2 часа; изобразительного искусства – 2 часа; театрального искусства и музыке – 3 часа. Мы предлагаем, по возможности, увеличить количество уроков, отведенных изучению раздела «Культура Средневековой Европы».

В литературе, в различных рекомендациях, статьях большое внимание уделяется различным видам деятельности школьников. Учителя, психологи советуют активно использовать разные виды деятельности на уроках и во внеурочное время.

В последнее время часто упоминается исследовательская деятельность и особенно метод проектов. Такая форма организации учебной деятельности, как проект, дает возможность учащимся увидеть реальную практическую значимость предмета, его взаимосвязи не только с другими школьными дисциплинами, но и с социумом, во многом определяющим ценностные ориентации школьников . Автор проекта по мировой художественной культуре должен проявить не только умение ориентироваться в информации по предмету, но и осознание своей сопричастности мировой культуре, воображение, умение синтезировать художественную информацию, способность быть сотворцом произведения и придавать конечному продукту художественную форму, адекватную смыслу изучаемого материала.

Очень часто упоминается творческая деятельность учеников при изучении предмета МХК, ведь именно с ее помощью развивается творческий потенциал ребенка, прививается любовь к искусству. Этот вид деятельности способствует развитию у детей эмоционально-образного восприятия и художественного вкуса.

Запомнилась статья Е.Домашевской «Активизация творческих возможностей учащихся через систему заданий по МХК». Здесь предлагается система заданий, которые являются обобщением практического опыта по активизации творческих возможностей учащихся на уроках МХК. Задания направлены не просто на усвоение материала, но и на личностное «присвоение» его, пропускание через собственное «я». Задания рассчитаны на самостоятельную работу учащихся с учетом минимализации временных затрат на самоподготовку. Отмечается такая особенность, что в младшем подростковом возрасте учащиеся отказываются заниматься творческой деятельностью по заказу. В этом случае помогает использование элементов системы Станиславского – погружение ребенка в «предлагаемые обстоятельства», ролевые игры. Примером здесь может послужить такое задание, связанное с Средневековой Европой: ученику предлагается сочинить стихи, представив себя в образе трубадура, на такие темы как – Любовь (к Прекрасной Даме или Рыцарю), тема рыцарского подвига, пастораль (о природе). Из практики отмечается, что такие задания выполняются с удовольствием. Многие даже пытаются сочинить музыку на собственные творения или на стихи своих товарищей. Все это выносится на урок «Литературный концерт».

Страницы: 1 2

Статьи по педагогике:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru