Учитель — творец, созидатель личности человека. Он формирует характер школьника, его мировоззрение. Учитель — это тот человек, который в значительной мере может определить судьбу своего воспитанника.
Для профессиональной деятельности педагога важнейшим фактором является личность человека, его характер, мотивы и т.п. Эти личностные качества влияют на формирование социальных ориентации человека, его профессиональный рост. Складываются эти ориентации не только на уровне сознания, но и на бессознательном уровне развития личности.
Обучающая деятельность педагога связана с широким социальным полем деятельности. Своими связями она непосредственно или опосредованно выходит на учащегося как личность.
В учебном заведении формирование личности не замыкается рамками учебно-воспитательного процесса. Обучающая деятельность педагога (в любой педагогической системе) осуществляется с учетом важнейших достижений общества. И это не может не отражаться ни на детсадовском, ни на школьном, ни на вузовском обучении. В современных условиях необходимо установление научных основ этой деятельности, вскрытие и четкая формулировка законов и основных положений, опираясь на которые, педагог может целесообразно и эффективно организовать процесс обучения.
Педагог выступает связующим звеном между социальным опытом человека и опытом обучающегося индивида, организатором и руководителем усвоения системы знаний, умений и навыков, формирования личности.
Профессионализм рассматривается как сложное личностное образование, заключающее в себе профессионально-нравственные качества, психологические свойства и состояние личности, обеспечивающие высокие результаты педагогической работы. Его основу составляют интеллектуальные, духовные и нравственные качества личности.
Важнейшими показателями профессионализма учителя выступают профессионально-педагогические умения. При этом умения — это возможность выполнять действия (деятельность) в соответствии с целями и условиями, в которых приходится работать. Эта категория обусловлена характером учебной деятельности, на реализацию задач которой они направлены. Для будущего педагога важно формирование общеучебных, специальных, педагогических, диалогических умений.
Определяющим фактором в любой работе являются личностные качества специалиста. По мнению Сухомлинского, "Трудно переоценить роль личности учителя, его духовного облика в пробуждении и развитии способностей, наклонностей, талантов ученика". В наш век роль "человеческого характера" в учительском труде неизмеримо возрастает. Личность учителя является важнейшей составляющей педагогического мастерства, которое понимается как синтез научных знаний, методического искусства и личностных качеств учителя. Высокие требования предъявляются к личности сельского учителя, поведение которого оказывается постоянным объектом повышенного внимания и оценки, как в школе, так и в общественных местах и быту.
Личность — это человек, достигший высокого уровня психического развития, обладающий самосознанием и мировоззрением, достигший понимания своих социальных функций, своего места в мире, осмысления себя как субъекта исторического творчества. Это индивидуальное выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, субъект прав и обязанностей, эстетических и этических норм. Этот высший уровень организации субъекта предполагает наличие у человека выработанного мировоззрения, способности управлять собой, сформированную мотивационную сферу и социальный статус, четко определенные социальные функции и ценностные ориентации. Вообще-то каждый человек является личностью, но не у каждого личность выражена в одинаковой степени. Личность представляет собой структуру взаимосвязанных и взаимообусловленных качеств, которые подразделяются на способности и характерологические свойства. Первые выполняют организационно-исполнительские, вторые — побудительные (мотивационные) функции в поведении человека. Структура деятельности учителя формирует определенные качества его личности, которые отражают его структуру.
Способности — это синтез таких свойств личности, которые обусловливают успешное выполнение нескольких или одного вида деятельности. Различают общие и специальные способности. Результативность обучения в школе является показателем общих способностей будущего учителя. Не все отличники учебы становятся хорошими учителями, и это подтверждает значение специальных способностей. Каждый вид деятельности человека требует определенных специальных способностей. Они взаимосвязаны с общими. Сила способностей — это своеобразная форма проявления в определенных условиях общих способностей. Под педагогическими способностями понимается проявление общих способностей в педагогической деятельности, совокупность свойств личности, отвечающая требованиям учительской работы, позволяющая полностью овладеть этой деятельностью и достичь в ней высоких результатов, поскольку успех в работе учителя обеспечивается рядом качеств.
Статьи по педагогике:
Место темы в школьном курсе информатики и ее
содержание
Информатика - фундаментальная научная дисциплина. Объектом изучения информатики является система принципов и способов организации информационных процессов и технологий на базе компьютерных информационных систем, т.е. информатика изучает то общее, что свойственно всем многочисленным разновидностям к ...
Анализ выполнения выпускниками основной школы Архангельской области
Анализ результатов государственной (итоговой) аттестации по географии позволяет получить объективную информацию о состоянии школьного географического образования в Архангельской области. Информация об уровне географической подготовки выпускников необходима работникам сферы образования на всех уровн ...
Золотые фигуры
Отрезки золотой пропорции выражаются иррациональной бесконечной дробью 0,618 ., если с принять за единицу. а = 0,382…как мы уже знаем числа 0.618 и 0.382 являются коэффициентами последовательности Фибоначчи. На этой пропорции базируются основные геометрические фигуры. Построение золотого прямоуголь ...