По субъекту организации классификация форм культурно-досуговой деятельности может быть следующая:
– организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые;
– деятельность организуется на основе сотрудничества;
– инициатива и ее реализация принадлежат детям.
Основным субъектом социально-культурной деятельности является семья. Семейному досугу свойственно отсутствие жестких стандартов, норм, регламентации, свободы выбора видов и способов досуговой деятельности.
Также к социально-досуговым учреждениям относятся:
- образовательные учреждения (ДОУ, школа, ПТУ, колледжи, техникумы, ВУЗы);
- библиотеки – тип учреждений культуры, осуществляющих собирание книг и других печатных изданий, их специальную обработку, пропаганду и организующую массовую работу с читателями;
- музеи – тип учреждения культуры, осуществляющий собирание, экспонирование материальных и духовных ценностей, ведет культурно-просветительскую работу;
- учреждения дополнительного образования (музыкальные, спортивные, художественные, хореографические школы, студии, секции);
- парки культуры и отдыха – природные объекты познавательного и просветительского характера, имеющие возможности развлечений для эмоциональной разрядки и снятия утомления;
- кинотеатры – тип учреждения культуры, предназначенное для осуществления показа кинофильмов населению;
- центры досуга – тип учреждения культуры, занимающийся созданием оптимальных условий для массового, группового, семейного и индивидуального развития творческих способностей, общения, отдыха, развлечений, восстановления духовных и физических сил на основе изучения культурных запросов и интересов различных категорий населения.
Проблемное задание
Чем отличаются учреждения дополнительного образования от учреждений профессионального образования:
а) программами;
б) профилем деятельности;
в) добровольностью участия;
г) уровнем подготовки;
д) приемами и методами обучения;
е) другое?
Профессиональное образование, образование, получаемое в процессе обучения в высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях, а также на специальных курсах.
Дополнительное образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных услуг и информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека.
Сравнительная таблица
Профессиональное образование |
Дополнительное образование |
Образовательные программы профессионального образования разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно с учетом требований рынка труда на основе федерального государственного образовательного стандарта профессионального образования, примерных основных образовательных программ, разработку которых осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации. Предполагают освоение какой-либо профессии. |
Учреждение дополнительного образования самостоятельно разрабатывает программу своей деятельности с учетом запросов детей, потребностей детей и их родителей. Характеризуется открытостью, мобильностью и гибкостью, способностью быстро реагировать на запросы времени в интересах ребенка и его семьи (интеллектуальные, досуговые, информационные, развивающие услуги). Дают возможности для профессионального самоопределения обучающегося. |
Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается согласно учебному плану по конкретной профессии и форме получения образования. Образовательные программы профессионального образования осваиваются в следующих формах получения образования, различающихся объемом обязательных занятий педагогического работника с обучающимися и организацией образовательного процесса: (очная форма; очно-заочная (вечерняя) форма; заочная форма; форма экстерната по отдельным профессиям). |
Организует работу с детьми в течение всего календарного года. В каникулярное время учреждение может открывать в установленном порядке лагеря и туристские базы, создавать различные объединения с постоянными и (или) переменными составами детей в лагерях (загородных или с дневным пребыванием), на своей базе, а также по месту жительства детей. Учреждение дополнительного образования организует и проводит массовые мероприятия, создает необходимые условия для совместного труда, отдыха детей, родителей (законных представителей). |
Контингент – все учащиеся. «Ребенок - объект деятельности». |
Работа с одаренными, замотивированными детьми. «Ребенок - субъект деятельности». |
Организация образовательного процесса осуществляется в группах в соответствии с образовательными программами профессионального образования и расписанием учебных занятий для каждой профессии и формы получения образования. |
Деятельность детей в учреждениях осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам (клуб, студия, ансамбль, группа, секция, кружок, театр и другие). Занятия в объединениях могут проводиться по программам одной тематической направленности или комплексным, интегрированным программам. |
Обучение ведут высококвалифицированные специалисты, осуществление индивидуального подхода не всегда возможно из-за большой нагрузки и количества учащихся. |
Обучение могут вести приглашенные преподаватели, профессионалы, индивидуальный подход – один из основных принципов обучения. |
Формирование узкого набора ЗУНов личности ребенка |
Всестороннее творческое развитие |
Многопредметность |
Узкая направленность (конкретизация) по запросу и интересу |
Пассивная наглядность восприятия. Обязательность и ограничения в выборе. |
Активная логическая мыслительная деятельность ребенка. Добровольность в выборе |
Интеллектуальное (когнитивное) развитие ребенка |
Раскрытие и развитие творческого потенциала ребенка |
Жесткая оценка, регламентация Экзамены, проверка знаний. |
Отсутствие оценочной системы и регламентации. Творческие испытания. |
Проводится итоговая аттестация с выдачей документа государственного образца. |
Выдается свидетельство или сертификат о прохождении курса как приложение к основному документу об образовании. |
Статьи по педагогике:
«Специфика контроля на уроках Мировой художественной
культуры»
При рассмотрении данного вопроса, я постараюсь дать оценку целесообразности использования определённых форм контрольных мероприятий на уроках Мировой художественной культуры и определить, какая именно деятельность скрывается за тем или иным названием формы контроля знаний, умений и навыков учащихся ...
Петербургский воспитательный дом
Дворец К. Г. Разумовского 2 (14) мая 1797 года император Павел I издал указ о передаче под покровительство императрицы Марии Федоровны и придании самостоятельного статуса Петербургскому воспитательному дому, открытому известным просветителем и педагогом И. И. Бецким.Гуманистические идеалы И. И. Бец ...
Семья как специфическая педагогическая система. Особенности развития
современной семьи
Социология рассматривает семью как часть целого общественного организма, как клетку общества, как социальный воспитательный коллектив. Все изменения, происходящие в социально – экономической сфере, обязательно находят свое отражение в семье. В отличие от других социальных коллективов – производстве ...