Учебная дисциплина, учебный предмет

Страница 1

Прежде чем рассмотреть «Природопользование» как учебную дисциплину, необходимо понять, что представляет собой понятие «учебная дисциплина». И при определении структуры и содержания учебной дисциплины «Природопользование», каковы принципы и критерии отбора знаний и умений для включения в учебную программу.

Итак, учебная дисциплина, учебный предмет - система знаний, умений и навыков, отобранных из определенной отрасли науки, техники, искусства, производственной деятельности для изучения в образовательном учреждении. По содержанию бывает общеобразовательным (общенаучным) или специальным, который определяет профиль подготовки специалиста. А все то, что усваивает учащийся за годы обучения, определяется совокупностью учебных предметов.

Наука определяется, как деятельность по производству знаний и как форма систематизации знаний.

Учебный предмет определяется, по словам В.И. Гинецинского, как система знаний и как система видов учебно-познавательной деятельности по усвоению этих знаний.

Таким образом, наблюдается пересечение этих понятий в одном из пунктов. Этот пункт — систематизация знаний. Поэтому не случайно лучшие и наиболее систематизированные образцы научной литературы становятся учебными пособиями для студентов, в том числе и для студентов средне-специальных учебных заведений, иногда в некоторых случаях проходя специальную адаптацию. Учебный предмет, по определению В.И. Гинецинского, это «дидактически систематизированное изложение основ соответствующей научной дисциплины».

Если посмотреть исторический обзор, то можно, проанализировав определённую литературу и другие источники информации, отметить, что традиционное понятие учебного предмета восходит ещё к средневековым университетам. Это связано с условиями развития университетской науки прошлого времени. Наука была ориентирована на преподавание и сращена с этим процессом. В тот период времени научные и учебные дисциплины отождествлялись друг с другом. Содержание учебного предмета сводилось к содержанию учебника. Это было монографической формой изложения знания. Учебный предмет воспроизводил все существенные характеристики дисциплинарного знания. Он выполнял систематизирующую и структурирующую функции. Для прошлого периода было характерно не различение качественно различных уровней и типов образования. А различия между начальной, средней и высшей школами рассматривались как количественные в масштабах приобретаемых знаний. Модель учебного предмета, которая зародилась в средневековых университетах, продолжает функционировать в системе образовании современного времени. «Природопользование» как наука тоже пережило аналогичный период развития. Но затем начался процесс разведения понятий научной и учебной дисциплин. Учебный предмет стал все в большей степени рассматриваться как система разнообразных видов учебно-познавательной деятельности с учетом качественных особенностей субъектов, ее осуществляющих, а также условий, в которых она реализуется. В «Природопользовании» аналогичные процессы разграничения представлений как учебной и научной дисциплинах стали также происходить, в том числе «Природопользование» выделилось в отдельную учебную дисциплину. Специалисты начали уделять больше внимания методическому обеспечению и методической разработке преподавания дисциплины «Природопользование». Процесс написания учебника перестал сводиться только к сбору и описанию соответствующего материала, также стали подниматься проблемные вопросы, затрагивающие общество в настоящий момент времени, стали рассматриваться различные подходы к самому понятию «природопользование» и ко всему, что с этим связано (как уже говорилось об этом в 1 главе). А также стали использоваться различные средства обучения (настенная карта, технические средства обучения), методы и приёмы обучения. В настоящий исторический период все в большей степени курс ориентируется на разные категории студентов, сопровождается методическими рекомендациями по изучению, заданиями, способствующими лучшему усвоению материала, постановкой проблемных ситуаций и вопросов. Таким образом, можно сделать вывод о том, что всякая отрасль науки должна достичь определенного уровня развития для того, чтобы стало возможным различение научного и методического аспекта этой дисциплины.

При определении структуры и содержания учебной дисциплины могут возникнуть следующие вопросы:

Страницы: 1 2

Статьи по педагогике:

Характеристика социальной ситуации, связанной с распространением наркотической зависимости среди старших подростков
Массовое изучение образа жизни старших подростков, проводимое в 2001 г. в различных городах России показало, что 12% респондентов в возрасте до 16 лет однократно пробовали наркотические вещества (с учетом токсических веществ этот показатель возрастает до 18,9%), а около 0,9% принимают их регулярно. ...

Характеристика опыта проведения учебных занятий в учреждениях начального профессионального образования с использованием интерактивных методов
В последние годы появились труды, в которых разрабатываются подходы и методы, позволяющие выстраивать образовательный процесс на гуманистических основах. Так, настоящим открытием стала педагогическая технология, основанная на применении интерактивных методов обучения. Понятие «интеракция» пришло к ...

Педагогические и режиссерские методы Е.Б. Вахтангова
Актерские школы и студии, в которых работал Вахтангов, трудно сосчитать. Помимо Первой и Мансуровской студий Вахтангов преподавал и во Второй студии МХТ, читал лекции по системе Станиславского в «Культур-лиге», в Пролеткульте, в студиях Б. В. Чайковского и А.О. Гунст. В Шаляпинской студии он провод ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru