Прежде чем рассмотреть «Природопользование» как учебную дисциплину, необходимо понять, что представляет собой понятие «учебная дисциплина». И при определении структуры и содержания учебной дисциплины «Природопользование», каковы принципы и критерии отбора знаний и умений для включения в учебную программу.
Итак, учебная дисциплина, учебный предмет - система знаний, умений и навыков, отобранных из определенной отрасли науки, техники, искусства, производственной деятельности для изучения в образовательном учреждении. По содержанию бывает общеобразовательным (общенаучным) или специальным, который определяет профиль подготовки специалиста. А все то, что усваивает учащийся за годы обучения, определяется совокупностью учебных предметов.
Наука определяется, как деятельность по производству знаний и как форма систематизации знаний.
Учебный предмет определяется, по словам В.И. Гинецинского, как система знаний и как система видов учебно-познавательной деятельности по усвоению этих знаний.
Таким образом, наблюдается пересечение этих понятий в одном из пунктов. Этот пункт — систематизация знаний. Поэтому не случайно лучшие и наиболее систематизированные образцы научной литературы становятся учебными пособиями для студентов, в том числе и для студентов средне-специальных учебных заведений, иногда в некоторых случаях проходя специальную адаптацию. Учебный предмет, по определению В.И. Гинецинского, это «дидактически систематизированное изложение основ соответствующей научной дисциплины».
Если посмотреть исторический обзор, то можно, проанализировав определённую литературу и другие источники информации, отметить, что традиционное понятие учебного предмета восходит ещё к средневековым университетам. Это связано с условиями развития университетской науки прошлого времени. Наука была ориентирована на преподавание и сращена с этим процессом. В тот период времени научные и учебные дисциплины отождествлялись друг с другом. Содержание учебного предмета сводилось к содержанию учебника. Это было монографической формой изложения знания. Учебный предмет воспроизводил все существенные характеристики дисциплинарного знания. Он выполнял систематизирующую и структурирующую функции. Для прошлого периода было характерно не различение качественно различных уровней и типов образования. А различия между начальной, средней и высшей школами рассматривались как количественные в масштабах приобретаемых знаний. Модель учебного предмета, которая зародилась в средневековых университетах, продолжает функционировать в системе образовании современного времени. «Природопользование» как наука тоже пережило аналогичный период развития. Но затем начался процесс разведения понятий научной и учебной дисциплин. Учебный предмет стал все в большей степени рассматриваться как система разнообразных видов учебно-познавательной деятельности с учетом качественных особенностей субъектов, ее осуществляющих, а также условий, в которых она реализуется. В «Природопользовании» аналогичные процессы разграничения представлений как учебной и научной дисциплинах стали также происходить, в том числе «Природопользование» выделилось в отдельную учебную дисциплину. Специалисты начали уделять больше внимания методическому обеспечению и методической разработке преподавания дисциплины «Природопользование». Процесс написания учебника перестал сводиться только к сбору и описанию соответствующего материала, также стали подниматься проблемные вопросы, затрагивающие общество в настоящий момент времени, стали рассматриваться различные подходы к самому понятию «природопользование» и ко всему, что с этим связано (как уже говорилось об этом в 1 главе). А также стали использоваться различные средства обучения (настенная карта, технические средства обучения), методы и приёмы обучения. В настоящий исторический период все в большей степени курс ориентируется на разные категории студентов, сопровождается методическими рекомендациями по изучению, заданиями, способствующими лучшему усвоению материала, постановкой проблемных ситуаций и вопросов. Таким образом, можно сделать вывод о том, что всякая отрасль науки должна достичь определенного уровня развития для того, чтобы стало возможным различение научного и методического аспекта этой дисциплины.
При определении структуры и содержания учебной дисциплины могут возникнуть следующие вопросы:
Статьи по педагогике:
Методика Дж. Холланда
Данный тест разработан для исследования профессиональных интересов и предпочтений человека. Он поможет соотнести склонности, способности и интересы с различными, конкретными профессиями, более точно определить круг запросов в профессиональной сфере и окажет содействие при планировании профессиональ ...
Понятие об обучении
Обычно обучение характеризуют так: передача человеку определенных знаний, умений и навыков. Знания, умения и навыки — это формы и результаты определенных процессов в психике человека. Значит, они могут возникнуть в голове человека только в результате его собственной деятельности. Их нельзя просто « ...
Преступность как форма проявления делинквентного поведения детей и подростков
Преступность несовершеннолетних и молодежи во всем мире является одной из самых актуальных социальных проблем. Рост такой преступности характерен для всех развитых стран мира. К основным причинам преступности несовершеннолетних и молодежи ученые относят безработицу среди молодежи, неуверенность мо ...