Принципы рационального природопользования и малоотходных технологий

Образование и воспитание » Методика преподавания курса "Природопользование в СУЗах" » Принципы рационального природопользования и малоотходных технологий

Страница 1

Совершенствование и развитие ресурсных циклов является основным путем перехода к рациональному природопользованию и базируется на нескольких общих правилах и принципах. Данные принципы, возможно, использовать в любой области природопользования и производства. Их можно сформулировать следующим образом:

• принцип системного подхода.

Предусматривает всестороннюю комплексную оценку воздействия производства на окружающую среду и ее ответных реакций. Позиция системного подхода: ни один ресурс не может использоваться или охраняться независимо от другого.

• принцип оптимизации природопользования.

Заключается в применении наиболее целесообразных и рациональных решений об использовании природных ресурсов и природных систем на основе одновременного экологического и экономического подхода, прогноза развития различных отраслей и регионов.

• принцип опережения темпов заготовки сырья темпами выхода конечной продукции.

Он основан на снижении количества образующихся в процессе производства отходов, т. е. на более полном использовании и уменьшении количества исходного сырья, затрачиваемого на единицу продукции.

• принцип гармонизации отношений природы и производства.

Данный принцип заключается в создании и эксплуатации природно-технических систем, которые обеспечивают, с одной стороны, высокие производственные показатели, а с другой - поддержание в зоне своего влияния благоприятной экологической обстановки. Гармонизация отношений природы и человека изучается теорией коэволюции, то есть взаимосвязанной совместной эволюции человека и природы. Общество может жить и развиваться только внутри биосферы и за счет ее ресурсов. Таким образом, оно жизненно заинтересовано в ее сохранении. Но из-за того, что эволюция природы идет очень медленно, а социальная эволюция человека быстро, многие виды не успевают приспособиться и вымирают. Общество должно сознательно ограничивать свое воздействие на природу, чтобы обеспечить возможность дальнейшей коэволюции.

• принцип меры преобразования природных систем.

В ходе эксплуатации природных систем нельзя переходить пределы, позволяющие этим системам сохранить свойство самоподдержания, то есть саморегуляции и самоорганизации. Необходимо учитывать их ассимиляционную емкость, количество изымаемого природного ресурса, структуру экосистемы и другие факторы, которые обеспечивают ее функционирование.

• принцип саморегуляции.

При создании техногенных комплексов нужно учитывать то, что способностью к саморегуляции и саморазвитию могут обладать не только биологические, но отчасти и рационально созданные производственные и природно-техногенные системы, а это позволяет значительно снизить их негативное влияние на биосферу и затраты на поддержание устойчивости.

• принцип комплексного использования природных ресурсов и концентрации производства на базе имеющихся в регионе сырьевых, энергетических, демографических ресурсов.

Заключается в создании территориальных производственных комплексов, которые позволяют более полно использовать природные ресурсы. И тем самым снизить количество отходов и вредную нагрузку на окружающую среду. Такие комплексы имеют специализацию, сконцентрированы на определенной территории, обладают единой производственной структурой и совместными усилиями обеспечивают охрану окружающей среды.

• принцип безотходности.

Заключается в том, что отходы, образующиеся в результате использования одного природного ресурса, должны использоваться или служить сырьем для другого производства. Этот принцип фактически и практически дополняет предыдущий, так как его можно сформулировать и несколько иначе, то есть необходимо создание таких производственных комплексов, в которых образующие их предприятия утилизируют отходы друг друга.

Страницы: 1 2

Статьи по педагогике:

Содержание и технологии формирования экологической культуры родителей путем использования интернет - ресурсов
Экологическая культура должна занимать одно из центральных мест в воспитании подрастающего поколения посредством формирования личности или отдельных ее качеств в соответствии с идеалом, который нам задает общество. Уровень экологической культуры должен характеризоваться усвоением научных знаний, сф ...

Особенности культурно-досуговой деятельности детей
Основной принцип работы с детьми - рациональная организация их досуга. Образовательная деятельность (направлена на получение начальных навыков профессии или художественного мастерства) - занятия в кружках, студиях. Игровая досуговая деятельность (активный отдых в игровой форме, направлен на расшире ...

Коммуникативная компетенция: сущность, содержание, компоненты
Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Независимо от пола, возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной принадлежности и многих других данных, характеризующих человеческую личность, мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информаци ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru