Принципы рационального природопользования и малоотходных технологий

Образование и воспитание » Методика преподавания курса "Природопользование в СУЗах" » Принципы рационального природопользования и малоотходных технологий

Страница 2

Таким образом, как видно, рациональное природопользование и экологическая оптимизация промышленности предусматривают создание эколого-производственных комплексов, которые направлены на полное использование и утилизацию вовлекаемых в ресурсные циклы веществ и энергии, подобно тому, как в природе миллионы лет осуществляется естественный биогеохимический круговорот. Внедрение именно таких замкнутых циклов означало бы полностью безотходное производство. Однако в реальной жизни какое-то количество отходов неизбежно. Поэтому необходимо стремиться к малоотходным и ресурсосберегающим производствам.

Под безотходной или, как ещё называют, малоотходной технологией подразумевается такой способ производства, при котором наиболее рационально и комплексно используются сырье и энергия в цикле «сырье — производство — потребление — вторичные сырьевые ресурсы».

Основные направления развития малоотходных и ресурсосберегающих технологий следующие:

- все производственные процессы должны осуществляется при минимальном числе технологических этапов, так как на каждом образуются отходы, а, следовательно, теряется сырье;

- технологические процессы должны быть непрерывны. Это позволяет наиболее эффективно использовать сырье, оборудование и энергию;

- мощность технологического оборудования должна быть оптимальной. Благодаря такому подходу определяется максимальный коэффициент полезного действия и минимальные потери;

- при разработке технологического оборудования нужно предусматривать широкое использование автоматических систем, которые обеспечивают оптимальное ведение технологических процессов и качество продукции с минимальным выходом вредных веществ;

- теплота, которая выделяется в различных технологических процессах, должна быть использована, что позволит сэкономить энергоресурсы и снизить тепловую нагрузку на окружающую среду.

Постепенный переход на малоотходные и ресурсосберегающие технологии в производстве, который уже нельзя откладывать, приведет к значительному снижению нагрузки на окружающую среду и повышению эффективности природопользования.

Но в настоящий момент времени современный технологический уровень не позволяет в кротчайшие сроки осуществить переход к малоотходному хозяйствованию и ликвидировать негативные последствия развития производства. С учетом этого в различных отраслях промышленности могут реализоваться разнообразные природоохранные мероприятия:

- инженерные мероприятия.

Они направлены на совершенствование уже существующих и разработку новых технологических процессов, материалов и машин с целью исключения или смягчения негативных воздействий на природную среду;

- технологические мероприятия.

Эти мероприятия позволяют изменить показатели, а также характеристики источников воздействия на биосферу, определяющие их интенсивность;

- организационные мероприятия

Связаны с совершенствованием управления, структуры и функционирования новых или действующих природно-промышленных систем;

- экологические мероприятия.

Данные мероприятия обеспечивают использование потенциала самоочищения или самовосстановления природной среды.

Знание, внедрение и использование этих основ в повседневность позволит значительно улучшить качество жизни всего населения, а также поможет избежать экологических катастроф. Поэтому преподавать курс «Природопользование» в средне - специальных учебных заведениях важно, так как уже в юношеском возрасте закладывается понимание локальных и глобальных проблем, а также показываются пути их решения. Учащиеся более осознанно подходят к пониманию процессов и потреблению благ цивилизации.

Страницы: 1 2 

Статьи по педагогике:

Классификации методов обучения
По этому вопросу в дидактике нет единого мнения. Поэтому существует несколько видов классификации методов обучения. Например, поначалу попытались классифицировать методы с точки зрения учебной деятельности. Согласно ей они делятся на две группы. 1. Метод готовых знаний. В этом случае учащиеся воспр ...

Структура учебно-методического комплекса дисциплины
Осознав понятие, цель и принципы разработки учебно-методического комплекса дисциплины, следует ознакомиться с его структурой. УМК состоит из пяти блоков (нормативный блок, теоретический блок, практический блок, блок оценочно-диагностических средств и контрольно-измерительных материалов, методически ...

Сущность отметки и оценки
Оценка и отметка имеют свои особенности и последствия. Например, оценка – это процесс оценивания, осуществляемый человеком, а отметка – это результат этого процесса. Отметка представляет собой результат оенки, она формальна, но, что она принесет ребенку, для которого она была выведена не известно и ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru