Таким образом, как видно, рациональное природопользование и экологическая оптимизация промышленности предусматривают создание эколого-производственных комплексов, которые направлены на полное использование и утилизацию вовлекаемых в ресурсные циклы веществ и энергии, подобно тому, как в природе миллионы лет осуществляется естественный биогеохимический круговорот. Внедрение именно таких замкнутых циклов означало бы полностью безотходное производство. Однако в реальной жизни какое-то количество отходов неизбежно. Поэтому необходимо стремиться к малоотходным и ресурсосберегающим производствам.
Под безотходной или, как ещё называют, малоотходной технологией подразумевается такой способ производства, при котором наиболее рационально и комплексно используются сырье и энергия в цикле «сырье — производство — потребление — вторичные сырьевые ресурсы».
Основные направления развития малоотходных и ресурсосберегающих технологий следующие:
- все производственные процессы должны осуществляется при минимальном числе технологических этапов, так как на каждом образуются отходы, а, следовательно, теряется сырье;
- технологические процессы должны быть непрерывны. Это позволяет наиболее эффективно использовать сырье, оборудование и энергию;
- мощность технологического оборудования должна быть оптимальной. Благодаря такому подходу определяется максимальный коэффициент полезного действия и минимальные потери;
- при разработке технологического оборудования нужно предусматривать широкое использование автоматических систем, которые обеспечивают оптимальное ведение технологических процессов и качество продукции с минимальным выходом вредных веществ;
- теплота, которая выделяется в различных технологических процессах, должна быть использована, что позволит сэкономить энергоресурсы и снизить тепловую нагрузку на окружающую среду.
Постепенный переход на малоотходные и ресурсосберегающие технологии в производстве, который уже нельзя откладывать, приведет к значительному снижению нагрузки на окружающую среду и повышению эффективности природопользования.
Но в настоящий момент времени современный технологический уровень не позволяет в кротчайшие сроки осуществить переход к малоотходному хозяйствованию и ликвидировать негативные последствия развития производства. С учетом этого в различных отраслях промышленности могут реализоваться разнообразные природоохранные мероприятия:
- инженерные мероприятия.
Они направлены на совершенствование уже существующих и разработку новых технологических процессов, материалов и машин с целью исключения или смягчения негативных воздействий на природную среду;
- технологические мероприятия.
Эти мероприятия позволяют изменить показатели, а также характеристики источников воздействия на биосферу, определяющие их интенсивность;
- организационные мероприятия
Связаны с совершенствованием управления, структуры и функционирования новых или действующих природно-промышленных систем;
- экологические мероприятия.
Данные мероприятия обеспечивают использование потенциала самоочищения или самовосстановления природной среды.
Знание, внедрение и использование этих основ в повседневность позволит значительно улучшить качество жизни всего населения, а также поможет избежать экологических катастроф. Поэтому преподавать курс «Природопользование» в средне - специальных учебных заведениях важно, так как уже в юношеском возрасте закладывается понимание локальных и глобальных проблем, а также показываются пути их решения. Учащиеся более осознанно подходят к пониманию процессов и потреблению благ цивилизации.
Статьи по педагогике:
Мониторинг как система сбора, обработки, хранения информации
об образовательной системе
Для того, чтобы управлять качеством образовательного процесса, необходимо видеть, или знать, обозримый результат, к которому стремится образовательное учреждение. В противном случае стремление ни к чему или к тому, что получится то и получится, является процессом не управляемым, пущенным на самотек ...
Игровые и развивающие методы обучения в современной школе
Дидактические игры как метод обучения в школе В 60-е гг. XX в. широкое распространение в школе получили дидактические игры. До конца еще не определено, куда их следует относить: к методам обучения или рассматривать отдельно. Ученые, выносящие их за рамки методов обучения, приводят в качестве доказа ...
Виды моделирования. Графическое моделирование как основное средство
Глубина и значимость открытий, которые делает младший школьник, решая задачи, определяется характером осуществляемой им деятельности и мерой ее освоения, тем, какими средствами этой деятельности он владеет. Для того чтобы ученик уже в начальных классах мог выделить и освоить способ решения широко ...