Таким образом, как видно, рациональное природопользование и экологическая оптимизация промышленности предусматривают создание эколого-производственных комплексов, которые направлены на полное использование и утилизацию вовлекаемых в ресурсные циклы веществ и энергии, подобно тому, как в природе миллионы лет осуществляется естественный биогеохимический круговорот. Внедрение именно таких замкнутых циклов означало бы полностью безотходное производство. Однако в реальной жизни какое-то количество отходов неизбежно. Поэтому необходимо стремиться к малоотходным и ресурсосберегающим производствам.
Под безотходной или, как ещё называют, малоотходной технологией подразумевается такой способ производства, при котором наиболее рационально и комплексно используются сырье и энергия в цикле «сырье — производство — потребление — вторичные сырьевые ресурсы».
Основные направления развития малоотходных и ресурсосберегающих технологий следующие:
- все производственные процессы должны осуществляется при минимальном числе технологических этапов, так как на каждом образуются отходы, а, следовательно, теряется сырье;
- технологические процессы должны быть непрерывны. Это позволяет наиболее эффективно использовать сырье, оборудование и энергию;
- мощность технологического оборудования должна быть оптимальной. Благодаря такому подходу определяется максимальный коэффициент полезного действия и минимальные потери;
- при разработке технологического оборудования нужно предусматривать широкое использование автоматических систем, которые обеспечивают оптимальное ведение технологических процессов и качество продукции с минимальным выходом вредных веществ;
- теплота, которая выделяется в различных технологических процессах, должна быть использована, что позволит сэкономить энергоресурсы и снизить тепловую нагрузку на окружающую среду.
Постепенный переход на малоотходные и ресурсосберегающие технологии в производстве, который уже нельзя откладывать, приведет к значительному снижению нагрузки на окружающую среду и повышению эффективности природопользования.
Но в настоящий момент времени современный технологический уровень не позволяет в кротчайшие сроки осуществить переход к малоотходному хозяйствованию и ликвидировать негативные последствия развития производства. С учетом этого в различных отраслях промышленности могут реализоваться разнообразные природоохранные мероприятия:
- инженерные мероприятия.
Они направлены на совершенствование уже существующих и разработку новых технологических процессов, материалов и машин с целью исключения или смягчения негативных воздействий на природную среду;
- технологические мероприятия.
Эти мероприятия позволяют изменить показатели, а также характеристики источников воздействия на биосферу, определяющие их интенсивность;
- организационные мероприятия
Связаны с совершенствованием управления, структуры и функционирования новых или действующих природно-промышленных систем;
- экологические мероприятия.
Данные мероприятия обеспечивают использование потенциала самоочищения или самовосстановления природной среды.
Знание, внедрение и использование этих основ в повседневность позволит значительно улучшить качество жизни всего населения, а также поможет избежать экологических катастроф. Поэтому преподавать курс «Природопользование» в средне - специальных учебных заведениях важно, так как уже в юношеском возрасте закладывается понимание локальных и глобальных проблем, а также показываются пути их решения. Учащиеся более осознанно подходят к пониманию процессов и потреблению благ цивилизации.
Статьи по педагогике:
Методика изучения темы “Электромагнитные колебания” в курсе физики средней
школы
При определении содержания и методов изучения данного раздела необходимо руководствоваться такими основными факторами, как научной значимостью отобранного для изучения материала и важностью его практических приложений. Колебательные процессы – одни из самых распространенных процессов в природе. Изу ...
Теоретические предпосылки интеграции лиц с нарушенным
зрением
Первичные проблемы, связанные с социальной интеграцией незрячих, появляются с рождением слепого ребенка. Проблему развития слепого ребенка в семье изучали ряд авторов (Р. Баркер, М. Бауман, Дж. Боули, Ф. Гатлен, Дж. Зук, Н. Йодер, О. Кохен, Б. Ловенфельд, Т.П. Паташене, Д. Уоррен, К. Уильямс, В.А. ...
История формирования культурно-досуговой деятельности детей
Досуг, или свободное время, как одна из сторон жизни общества в разные эпохи наполнялся различным содержанием, иногда весьма противоречивым. Детский досуг определялся суммой многих факторов, зависящих от провозглашаемых властью принципов общественной и экономической жизни на том или ином отрезке вр ...