Воспитание в Спарте

Страница 1

Здесь было намного суровее и строже, чем в Афинах. Отчасти это объяснялось суровостью характера дорийцев, отчасти - особым строем спартанского государства, этой военной общины, господствовавшей над многочисленными подданными и рабами. Односторонне направляя все свое внимание на развитие физической силы и ловкости, спартанцы так и не смогли достичь того духовного и физического совершенства, которое в Аттике считалось целью человеческого существования и состояло в гармоничном развитии души и тела.

Судьбу новорожденного решало государство в лице старейшин той или другой филы. Если ребенок был здоровым, его считали достойным воспитания; слабых и больных бросали на произвол судьбы в Тайгет. До семи лет ребенок оставался при матери. Его не ласкали и не баловали, а постепенно подготавливали к тому строгому воспитанию, которое начиналось с семи лет. Мальчик, достигший указанного возраста, приписывался к группе одногодков особым чиновником, называвшимся педономом. Здесь старший группы, более взрослый товарищ и одновременно учитель, руководил детьми на занятиях гимнастикой. Из нескольких небольших групп составлялась одна большая, которую спартанцы называли стадом. Стадо находилось под надзором особого руководителя. За порядком и дисциплиной наблюдали педономы и их помощники. При них состояли особые лица, осуществлявшие наказания детей. Кроме того, каждый спартанский гражданин имел полное право наблюдать за детьми в случае необходимости, учить их и даже наказывать.

На занятиях гимнастикой мальчики, так же, как и в Афинах, отделялись от юношей. Обе группы занимались уже известными пятью видами упражнений. Кулачный бой и панкратион запрещались здесь строже, чем где-нибудь. Кроме названных упражнений практиковался военный танец (пирриха).

Даже одежда и пища служили цели закаливания будущего спартанского гражданина. Молодые люди всегда ходили с непокрытой головой, без обуви. С 10 лет, даже зимой, они обходились без хитона и носили только плащ, который должен был служить им целый год. Спали они на сене или соломе, без ковров и одеял, а с 15 лет довольствовались еще более жесткой постелью из тростника. Их пища была простой и скудной, что толкало мальчиков на тайное и хитрое воровство. Однако старшие смотрели на это как на особый вид упражнений в ловкости и находчивости, столь необходимых для будущего воина. Поэтому наказывали лишь в тех случаях, когда вор по своей неосторожности попадался на месте преступления.

Еще одним средством закалки будущего воина было знаменитое сечение детей, которое ежегодно происходило перед жертвенником Артемиды Орфии. Возможно, этот ритуал являлся отголоском прежних культов, практиковавших человеческие жертвоприношения. Всякое проявление боли при экзекуции считалось позорным, поэтому мальчики терпеливо переносили жесточайшее избиение. По свидетельствам древних авторов, они иногда даже умирали под ударами, но не показывали ощущения боли.

За гимнастическими упражнениями следовало обучение игре на четырехструнной кифаре (форминге), которая служила необходимым аккомпанементом при пении, хоровых плясках и пэанах.

По мнению спартанцев, обучение наукам не являлось необходимым для полноценного образования. Оно было предоставлено на усмотрение частных лиц и (за немногими исключениями) было весьма ограниченным, поскольку давало лишь самые необходимые практические навыки. Поэтому в глазах прогрессивных афинян спартанцы всегда оставались людьми необразованными. Зато спартанцы придавали большое значение жизненному опыту, поэтому при сисситиях и в других случаях юношей допускали к разговорам о военных и общественных делах. Таким образом, каждый спартанец являлся наставником молодежи. Так формировалось знаменитое уважение спартанских юношей к старшим и их приличное и скромное поведение.

В то время как в 18 лет афинские юноши становились полноправными гражданами, молодые спартанцы находились под непосредственным надзором и руководством государства до 30 лет. С 18 до 20 лет их использовали в тайных наблюдательных походах по стране. В 20 лет они поступали в войско в качестве новобранцев. Если не было войны, они оставались дома и сообща занимались гимнастикой в двух возрастных группах. Так продолжалось до 30 лет, после чего каждый спартанец, имевший такую возможность, был обязан обзавестись собственным хозяйством.

Страницы: 1 2

Статьи по педагогике:

Общая характеристика внеурочной деятельности
Под внеурочной деятельностью понимается активное взаимодействие педагога с детьми, направленное на достижение определенных воспитательных целей. Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитан ...

Понятие «леворукость»
Изучение особенностей левшей осложняется тем, что левши вовсе не являются однородной группой. Существуют различные причины левшества, от которых может зависеть развитие тех или иных качеств у ребенка. Кроме того, встречается «скрытое левшество». Но и это не все. Ребенок может быть леворуким, но не ...

Подбор методов обучения для проведения занятий по предмету «Технология каменных работ» на примере темы «Кладка конструкций стен»
Одним из важнейших условий, обеспечивающих профессиональную подготовку специалистов дисциплины профессионального цикла «Технология каменных работ» является отбор и структурирование содержания, которое должно способствовать достижению заданного уровня сформированности профессиональной культуры на ка ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru