Мониторинг как система сбора, обработки, хранения информации об образовательной системе

Образование и воспитание » Методика сбора, обработки и хранения педагогической информации в системе внутришкольного управления » Мониторинг как система сбора, обработки, хранения информации об образовательной системе

Страница 1

Для того, чтобы управлять качеством образовательного процесса, необходимо видеть, или знать, обозримый результат, к которому стремится образовательное учреждение. В противном случае стремление ни к чему или к тому, что получится то и получится, является процессом не управляемым, пущенным на самотек.

Одним из эффективных методов получения объективной, развернутой, сопоставимой и своевременной информации о состоянии и качестве образовательного процесса, наряду с различными формами, методами, видами внутришкольного контроля, становится мониторинг (регулярное, протяженное во времени отслеживание).

Термин "мониторинг" пришел в педагогику из экологии и социологии. В экологии мониторинг - это непрерывное наблюдение за состоянием окружающей среды с целью предупреждения нежелательных отклонений по важнейшим параметрам. В социологии мониторинг подразумевает отслеживание небольшого числа показателей, отражающих состояние социальной среды.

Мониторинг в образовании - это система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз его развития.

Объектами мониторинга выступают как отдельные подсистемы образования, так и различные процессы, уровни образования, управления, отдельные аспекты деятельности, знания и т.д. Например: мониторинг педагогический и психологический; мониторинг: эффективности образовательного процесса, действенности внутришкольного управления, состояния инновационной работы в школе, результативности методической работы, уровень развития обучающихся и состояния успеваемости, качества знаний, умений и навыков, качества преподавания предмета, анализа конечных результатов функционирования школы.

Мониторинг это не просто контроль, не просто диагностика чего-либо. Мониторинг идет дальше благодаря своей регулярности, строгой направленности на решение задач управления и высокой технологичности.

Управление школой на основе мониторинговой информации позволяет осуществлять стратегическое планирование и принятие управленческих решений.

Одним из перспективных средств совершенствования образовательного процесса становится педагогический мониторинг.

Педагогический мониторинг можно представить как диагностику состояния и качества функционирования образовательной системы. Как и любая диагностика, она предполагает: во-первых, отбор тех направлений и аспектов, по которым будут проводиться исследования и анализы; во-вторых, разработку критериев оценки каждого из аспектов и способов их измерений; в-третьих, проведение отслеживания качества функционирования образовательной системы по каждому критерию и, наконец, обобщенный анализ полученных данных и принятие решения.

Под понятием технологии педагогического мониторинга понимается последовательность действий и система процедур, используемых службой мониторинга для экспертизы качества деятельности школы. Внедрение системы педагогического мониторинга в практику школы позволяет предполагать, что предметом педагогического мониторинга станет педагогическая система в целом, в которой можно выделить несколько крупных блоков.

К первому блоку относится все, что касается личности школьника: уровень развития; уровень учебных достижений; уровень воспитанности; уровень здоровья.

Второй блок охватывает непосредственно образовательную систему: учебные планы; образовательные программы; реализуемые педагогические технологии; психологические основы образовательного процесса; качественные показатели работы учебной деятельности школы.

К третьему блоку относится информация о педагогическом коллективе: его качественная характеристика; уровень профессиональной компетентности педагогических кадров; эффективность школьной системы повышения квалификации.

Внедрение системы педагогического мониторинга в школьную практику позволяет рассмотреть все явления школьной жизни через призму педагогического анализа, идет постоянный процесс соотнесения результатов с поставленными задачами, корректируются все виды управленческой деятельности и выявляются пути и условия повышения эффективности и качества целостного педагогического процесса. Таким образом, мониторинг становится средством управления реформированием развития школы.

Страницы: 1 2

Статьи по педагогике:

Анализ результатов применения методики преподавания географии Э.В. Ким, Г.Я. Лисенковой по теме «Арктика. Арктические моря. Северный Морской Путь»
По результатам тестирования 72% испытуемых получили отметку «отлично», 20% – отметку «хорошо» и 8% – отметку «удовлетворительно». Рис. 2. Диаграмма результатов тестирования Часто встречающимся результатом был показатель в 6 правильных ответов на первые 6 вопросов плюс два правильных ответа на после ...

История разработки вопросов развития конструкторской деятельности в психологической и педагогической литературе
Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construere», что означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов. Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на п ...

Виды эмоций
Эмоции можно классифицировать в зависимости от субъективной ценности возникаемых переживаний. Так, выделяют следующие виды подобных "ценных" эмоций. 1. Альтруистические эмоции - переживания, возникающие на основе потребности и содействии, помощи, покровительстве другим людям: желание прин ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru