Наркотическая зависимость старших подростков: понятие, стадии формирования, факторы

Образование и воспитание » Социально–педагогическая профилактика наркотической зависимости у старших подростков » Наркотическая зависимость старших подростков: понятие, стадии формирования, факторы

Страница 1

Наркомания (от греч. narke — помрачение сознания, оцепенение и mania — страсть) — патологическое влечение к употреблению наркотических средств, вызывающих в малых дозах эйфорию, в больших — оглушение, наркотический сон. При их систематическом употреблении возникает привыкание, сопряженное с возникновением состояния "ломки", представляющей собой плохое самочувствие при отсутствии наркотических веществ. При наркомании поражаются внутренние органы, возникают неврологические и психические расстройства, развивается социальная деградация.

Наркотическая зависимость – заболевание, характеризующиеся патологическим влечением к различным психоактивным веществам, развитием зависимости и толерантности.

Выделяют 3 стадии развитии наркомании:

1. Стадия психического влечения к наркотику характеризуется возникновением синдрома психической зависимости от препарата и уменьшением его эйфоризирующего действия при повторных уптреблениях. Психическая зависимость – это осознанная или неосознанная потребность в употреблении психоактивного вещества для снятия психического напряжения и достижения состояния психического комфорта. Выделяют 2 типа психической зависимости: позитивный (наркотик применяется для достижения и поддержки субъективно приятного эффекта (эйфории, чувства бодрости, повышенного настроения) и негативный (наркотик необходим, чтобы избавиться от пониженного настроения и плохого самочувствия). Отказ от приема или невозможность по каким - либо причинам повторного употребления наркотика сопровождается изменением настроения, развитием депрессивных состояний, желание ввести повторную дозу наркотика начинает приобретать навязчивый характер.

Кроме того, на первой стадии формирования наркотической зависимости, как и на всем протяжении заболевания, наблюдается повышение толерантности, т.е. переносимости наркотика, адаптации организма к возрастающим дозам.

2. Стадия развития наркотической зависимости, характеризуется формированием физической зависимости от наркотика. Под физической зависимостью понимается адаптивное состояние, которое проявляется интенсивными физическими расстройствами: как уже было сказано выше, организм адаптируется к приему наркотических веществ, наркотик как бы "вплетается" в обмен веществ, и прекращение приема наркотического вещества на этой стадии ведет к различным функциональным расстройствам, характеризующим синдром абстиненции. Абстинентный синдром представляет собой комплекс психопатологических, вегетативных, неврологических и соматических расстройств. Клиническая картина, сроки формирования и течение абстиненции зависят от типа вещества, дозы и продолжительности его употребления, функциональных особенностей организма.

3. Этап развития соматической патологии. На данной стадии введение наркотика не вызывает эйфорического эффекта, поэтому прием наркотика необходим лишь для снятия синдрома абстиненции. Как правило, наблюдается общее истощение.

Обстоятельства, достоверно увеличивающие риск индивида стать потребителем наркотиков, называются факторами риска употребления психоактивных веществ.

Исследованию факторов риска употребления психоактивных веществ посвящен ряд отечественных и зарубежных исследований. Ниже рассмотрим несколько подходов при классификации факторов.

Так, например, Н.А. Сирота разработана следующая классификация факторов риска возникновения и развития наркомании в старшем подростковом возрасте:

Факторы пре-, пери- и постнатальной отягощенности:

патологически протекавшая беременность у матери;

хронические и острые тяжелые заболевания матери в период беременности;

хронические и острые тяжелые психические травмы в период беременности;

патологически протекавшие роды;

задержки нервно-психического развития в раннем возрасте;

нервно-психические отклонения в раннем детстве.

Факторы наследственной отягощенности:

психические заболевания;

алкоголизм;

наркомания.

Факторы нарушенного онтогенеза:

черепно-мозговые травмы;

психотравмы;

тяжелые соматические заболевания.

Различные нарушения отношений в семье и семейного воспитания:

неполные, распавшиеся семьи;

отсутствие семьи;

деструктивные семьи;

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по педагогике:

Образование женщин в XIX веке
После устройства екатерининской школы общественное образование стало силой, которую государственная власть могла употребить на служение своим целям. Соответственно тому, как менялись эти цели, менялись и способы их достижения. История школы и просвещения XIX века яркий тому пример. Четыре раза в те ...

Использование сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании. Игровая обучающая ситуация
Сюжетная игра - это воспроизведение событий, происходящих в жизни или в литературном произведении. В этих событиях действуют люди или персонажи произведений. Исследованиями педагогов и психологов выявлена структура сюжетно-ролевой игры, включающая такие элементы, как воображаемая ситуация, сюжет, р ...

План занятий математического кружка учащихся 6-х классов и методические рекомендации к ним
Содержание занятий разработано из расчета одно занятие в две недели, что составляет 18 занятий за учебный год. План занятий математического кружка учащихся 6-х классов: задачи на делимость; признаки делимости на 3 и на 9; признаки делимости на 7, на 11, на 13; прямая и обратная пропорциональность; ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru