Наркотическая зависимость старших подростков: понятие, стадии формирования, факторы

Образование и воспитание » Социально–педагогическая профилактика наркотической зависимости у старших подростков » Наркотическая зависимость старших подростков: понятие, стадии формирования, факторы

Страница 1

Наркомания (от греч. narke — помрачение сознания, оцепенение и mania — страсть) — патологическое влечение к употреблению наркотических средств, вызывающих в малых дозах эйфорию, в больших — оглушение, наркотический сон. При их систематическом употреблении возникает привыкание, сопряженное с возникновением состояния "ломки", представляющей собой плохое самочувствие при отсутствии наркотических веществ. При наркомании поражаются внутренние органы, возникают неврологические и психические расстройства, развивается социальная деградация.

Наркотическая зависимость – заболевание, характеризующиеся патологическим влечением к различным психоактивным веществам, развитием зависимости и толерантности.

Выделяют 3 стадии развитии наркомании:

1. Стадия психического влечения к наркотику характеризуется возникновением синдрома психической зависимости от препарата и уменьшением его эйфоризирующего действия при повторных уптреблениях. Психическая зависимость – это осознанная или неосознанная потребность в употреблении психоактивного вещества для снятия психического напряжения и достижения состояния психического комфорта. Выделяют 2 типа психической зависимости: позитивный (наркотик применяется для достижения и поддержки субъективно приятного эффекта (эйфории, чувства бодрости, повышенного настроения) и негативный (наркотик необходим, чтобы избавиться от пониженного настроения и плохого самочувствия). Отказ от приема или невозможность по каким - либо причинам повторного употребления наркотика сопровождается изменением настроения, развитием депрессивных состояний, желание ввести повторную дозу наркотика начинает приобретать навязчивый характер.

Кроме того, на первой стадии формирования наркотической зависимости, как и на всем протяжении заболевания, наблюдается повышение толерантности, т.е. переносимости наркотика, адаптации организма к возрастающим дозам.

2. Стадия развития наркотической зависимости, характеризуется формированием физической зависимости от наркотика. Под физической зависимостью понимается адаптивное состояние, которое проявляется интенсивными физическими расстройствами: как уже было сказано выше, организм адаптируется к приему наркотических веществ, наркотик как бы "вплетается" в обмен веществ, и прекращение приема наркотического вещества на этой стадии ведет к различным функциональным расстройствам, характеризующим синдром абстиненции. Абстинентный синдром представляет собой комплекс психопатологических, вегетативных, неврологических и соматических расстройств. Клиническая картина, сроки формирования и течение абстиненции зависят от типа вещества, дозы и продолжительности его употребления, функциональных особенностей организма.

3. Этап развития соматической патологии. На данной стадии введение наркотика не вызывает эйфорического эффекта, поэтому прием наркотика необходим лишь для снятия синдрома абстиненции. Как правило, наблюдается общее истощение.

Обстоятельства, достоверно увеличивающие риск индивида стать потребителем наркотиков, называются факторами риска употребления психоактивных веществ.

Исследованию факторов риска употребления психоактивных веществ посвящен ряд отечественных и зарубежных исследований. Ниже рассмотрим несколько подходов при классификации факторов.

Так, например, Н.А. Сирота разработана следующая классификация факторов риска возникновения и развития наркомании в старшем подростковом возрасте:

Факторы пре-, пери- и постнатальной отягощенности:

патологически протекавшая беременность у матери;

хронические и острые тяжелые заболевания матери в период беременности;

хронические и острые тяжелые психические травмы в период беременности;

патологически протекавшие роды;

задержки нервно-психического развития в раннем возрасте;

нервно-психические отклонения в раннем детстве.

Факторы наследственной отягощенности:

психические заболевания;

алкоголизм;

наркомания.

Факторы нарушенного онтогенеза:

черепно-мозговые травмы;

психотравмы;

тяжелые соматические заболевания.

Различные нарушения отношений в семье и семейного воспитания:

неполные, распавшиеся семьи;

отсутствие семьи;

деструктивные семьи;

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по педагогике:

Определение методов обучения и их реализация в учебном процессе
Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения - способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся. В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия "метод обучения". Так, Ю.К. Бабанский считает, ...

Изучение влияния музыкальных занятий на развитие и коррекцию устной речи глухих школьников младших классов
Актуальность данного эксперимента заключается в том, что в школах, в которых обучаются глухие дети, мало внимания уделяется роли музыки в коррекционной работе. Несмотря на то, что в настоящее время существует целая система музыкально-ритмических занятий, внеклассных занятий с выходом на кружки, шко ...

Психолого-педагогические особенности учащихся гуманитарных классов
Исходя из анализа наблюдений, анкетирования, опыта преподавания в профильных классах, исследователи выделяют следующие психолого-педагогические особенности учащихся гуманитарных классов: 1. У учащихся гуманитарных классов преобладает наглядно-образное мышление, а математических - абстрактно-логичес ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru