Наркотическая зависимость старших подростков: понятие, стадии формирования, факторы

Образование и воспитание » Социально–педагогическая профилактика наркотической зависимости у старших подростков » Наркотическая зависимость старших подростков: понятие, стадии формирования, факторы

Страница 2

психопатологические личностные или акцентуированные характерологические особенности родителей.

Нарушение психосоциальной адаптации в процессе развития подростка:

формирующаяся отчужденность, противоречивость и нарастающая неудовлетворенность в отношениях с родителями;

избегающий, поверхностный, формальный стиль общения в семье;

формальное отношение к внутрисемейным проблемам, игнорирование их;

снижение успеваемости;

нарушения школьной дисциплины;

неполноценность коммуникативных контактов (поверхностное, недифференцированное межличностное общение);

конфликтность в отношениях со сверстниками – представителями формально детерминированного коллектива или избегание общения с ними;

конфликтность в отношении с учителями и администрацией школ;

нарушение принципа социальной обусловленности коммуникативных связей, построение общения со сверстниками преимущественно по "территориальному" принципу;

уменьшение интенсивности и неустойчивость общения со сверстниками противоположного пола, выраженные проблемы общения с ними;

отсутствие устойчивых увлечений;

склонность к асоциальным формам поведения.

Психологические факторы:

зависимость особенностей личностного реагирования, социальной перцепции, характера межличностного общения и Я - концепции от влияния референтной группы сверстников;

игнорирование системы социальных установок и ролей;

несформированная в соответствии с возрастом способность адекватно оценивать и вербализовать взаимоотношения с окружающими;

отсутствие к стремления к конструктивному разрешению проблемных и конфликтных ситуаций;

отсутствие сформированного представления о жизненных целях;

отсутствие сформированного реального и идеального образа Я и значимых окружающих и как следствие отсутствие стимула к саморазвитию и усовершенствованию;

нарушения в сфере социальной перцепции (несоответствующая возрасту коммуникативная и социальная некомпетентность, несформированные в соответствии с возрастом самооценка и прогноз оценки своего поведения в глазах окружающих) .

Для того чтобы старший подросток был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо сохранять позитивное представление о себе. И напротив, люди с низкой самооценкой так реагируют на ту или иную неудачу, что это может затруднять саму возможность дальнейшего конструктивного развития их собственной "Я-концепции".

Представления личности о самой себе кажутся ей убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными.

Самооценка — субъективное основание для определения уровня притязаний, т.е. тех задач, которые личность ставит перед собой в жизни и к реализации которых она считает себя способной.

Развитие устойчивости самооценки идет параллельно развитию произвольного поведения. Если подверженность самооценки влиянию извне уменьшается, то мотивационная сфера личности становится значительно устойчивее. И тогда "Я-концепция" действует как внутренний "фильтр", который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот "фильтр", ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе.

О.Ф. Ерышев в свою очередь, выделяет четыре основные группы факторов, способствующих развитию отклоняющегося поведения в целом и наркотизации в частности:

1. Нравственная незрелость личности: отрицательное отношение к обучению, отсутствие социально одобряемой активности и социально значимых установок; узкий круг и неустойчивость интересов, отсутствие увлечений и духовных запросов; неопределенность в вопросах профессиональной ориентации, отсутствие установки на трудовую деятельность, дефицит мотивации достижений, уход от ответственных ситуаций и решений; утрата "перспективы жизни", видения путей развития своей личности; терпимость к пьянству, наркотикам.

2. Нарушенная социальная микросреда: неполная семья; сильная занятость родителей; отсутствие братьев и сестер; искажения социальных ролей, бесперспективное воспитание; раннее (12 — 13 лет) начало самостоятельной жизни и преждевременное освобождение от опеки родителей; легкий и неконтролируемый доступ к деньгам и непонимание того, как они достаются; алкоголизм или наркомания у кого-либо из близких родственников или близких людей; низкий образовательный уровень родителей. Под влиянием данной группы факторов у человека может происходить деформация личности, формироваться неадекватная система ценностей, снижаться уровень притязаний, проявляться опустошенность, приводящая к отверженности.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по педагогике:

Понятие «Арктика»
Арктика – северная полярная область Земли, включающая окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. Площадь около 27 млн. кв. км; иногда Арктику ограничив ...

Построение гуманитаризованного курса математики
Рассматривая конкретные пути построения программы курса математики для гуманитарных классов, нужно принять во внимание мнение самих гуманитариев. Правильным, но трудоемким делом было бы проведение подробной анкеты среди них. Многое можно почерпнуть и из литературы. Например, из воспоминаний А.И. Цв ...

Теоретико-методологические основы темы «Словари на уроках русского языка как средство развития речи учащихся основной общеобразовательной школы»
Русская лексикография, учение о словарях – теоретико-методологическая основа моей выпускной квалификационной работы. Слово, как важнейшая номинативная единица языка, рассматривается с различных сторон: фонетической, лексико-семантической, грамматической. Нас интересует лексико-семантическая сущност ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru