3. Индивидуально-биологические особенности личности: наследственная отягощенность в отношении психологических заболеваний и алкоголизма, тяжелые соматические заболевания и нейроинфекции в раннем детстве; органические поражения мозга, умственное недоразвитие и психологический инфантилизм. При влиянии этой группы факторов, ослабленный организм часто неспособен противостоять негативным воздействиям среды, находить силы для преодоления тяжких жизненных ситуаций. Человек пытается найти свой способ уйти от решения проблем, что поначалу и позволяет сделать алкоголь или наркотик.
4. Индивидуально-психологические особенности и нервно-психические аномалии личности: низкая устойчивость к эмоциональным нагрузкам, повышенная тревожность, импульсивность, склонность к рискованному поведению, недостаточная социальная адаптация, особенно в сложных условиях, различной выраженности акцентуации характера, преимущественно конформного, гипертимного, неустойчивого типов, неврозы и психопатии.
К сожалению, внешнее, скорее, демонстративное поведение не снижает реальной опасности рискованных и разрушительных последствий для экспериментирующего над собой старшего подростка. При этом предупреждения взрослых, чужой опыт, возможные телесные повреждения или увечья, более того, даже перспектива смерти не являются для него барьером на пути принятия "своих" решений. Последствия таких решений при определенных обстоятельствах могут трансформироваться в условия аномального развития молодого человека. И тогда влечение к употреблению наркотиков становится не только признаком личностно-психологического неблагополучия, но и явным показателем сложившегося саморазрушающего поведения и развития. Факторами саморазрушающего, деструктивного развития, являются:
неспособность старшего подростка к продуктивному выходу из ситуации затрудненности удовлетворения актуальных жизненно важных потребностей;
несформированность и неэффективность способов психологической защиты подростка, позволяющей ему справляться с эмоциональным напряжением;
наличие психотравмирующей ситуации, из которой старший подросток не находит конструктивного решения.
Анализируя особенности восприятия и поведения старших подростков в стрессовых ситуациях, можно указать несколько основных психологических факторов, способствующих употреблению наркотических веществ.
низкая самооценка;
фокусировка на внешнее окружение: оценка своего настроения на основании настроения других людей;
неспособность идентифицировать или выразить чувства;
неспособность просить о помощи: "Если ты сам не позаботишься о себе, то никто о тебе не позаботится";
экстремальное мышление .
Можно выделить следующие черты личности подростка начавшего употреблять наркотические вещества, которые могут стать факторами наркомании: эмоциональная незрелость, неполноценная психосексуальная организация, агрессивность и нетерпимость, слабые адаптационные способности, склонность к регрессивному поведению, неспособность к межличностному общению с партнером и т.д.
Связи старшего подростка, регулярно употребляющего наркотические вещества, с обществом обычно ограничиваются контактами с членами группы, в которой употребление наркотических веществ являются "нормой". С точки зрения психической структуры, наркоман принадлежит к типу личности, проявляющему слабую переносимость боли и эмоционального стресса. Если у него отсутствуют близкие контакты с себе подобными, то он утрачивает чувство уверенности и видимость оптимизма.
Выделяют специфические и не специфические признаки начала употребления наркотических веществ. К специфическим признакам относят наличие таких атрибутов наркотизации, как шприцев, игл, небольших пузырьков, облаток из-под таблеток, небольших кулечков из целлофана или фольги, тюбиков из-под клея, пластиковых пакетов от резко пахнущих веществ, наличие специфического химического запаха от одежды и изо рта. А к неспецифическим, которые, по мнению В. В. Лозового параллельно можно рассматривать и как факторы, приводящие к началу употребления наркотических веществ старшими подростками, относят:
Снижение интереса к учебе, обычным увлечениям.
Появляется отчужденность, эмоционально холодное отношение к окружающим, могут усилиться такие черты, как скрытность и лживость.
Статьи по педагогике:
Содержание занятий математического кружка в 6-ом классе
Занятие №1. «Задачи на делимость». 1. Мужичок привез продавать фуки, глюки и друки. Пройдясь по рынку, он решил увеличить им цену, добавив еще по одному нулю, но не в конце, а в середине чисел. В результате цена за один фук увеличилась в 6 раз, за глюк – в 7 раз, а за друк – в 9 раз. Сколько они ст ...
Разработка уроков с применением методов обучения и их реализация в процессе
преподавания «Технологии» 8 класса»
Задача: С помощью объяснительно-иллюстративного метода рассказать ученикам о классификация брюк: прямые, расклешенные, зауженные к низу и т.д. Очень важно иметь наглядные пособия, либо находить их в одежде учеников. Орг. Момент: Эпиграф к уроку: « В человеке все должно быть прекрасно…» - Добрый ден ...
Определение золотого сечения
Иоганн Кеплер говорил, что геометрия владеет двумя сокровищами - теоремой Пифагора и золотым сечением. И если первое из этих двух сокровищ можно сравнить с мерой золота, то второе с драгоценным камнем. Теорему Пифагора знает каждый школьник, а что такое золотое сечение – далеко не все. Пропорция – ...