Правовая социализация как процесс формирования правовых знаний

Образование и воспитание » Правовая социализация детей старшего дошкольного возраста » Правовая социализация как процесс формирования правовых знаний

Страница 1

Важную роль в становлении правового сознания и правового поведения выполняет правовая социализация личности - процесс выработки у человека представлений о своей социальной роли и месте в обществе. Правовая социализация выступает как составляющая единого процесса социализации. Социализация - это освоение культуры (норм, ценностей, идей, правил, поведения и стереотипов понимания) сообщества. Она не только связана с развитием личности, но и является своеобразным духовным кодированием человека, вырабатывая у него типовые (хорошо распознаваемые и прогнозируемые) социальные реакции и формы активности. Функциональное значение такого "отесывающего" формирования способностей, навыков и знаний индивида состоит в том, чтобы подготовить людей к тесному сосуществованию, обеспечить их предстоящее взаимодействие и взаимопонимание.

Дюркгейм связывает понятие "социализация" с проблемами функционирования коллективного сознания, и прежде всего с передачей от поколения к поколению социальных норм и традиций. М. Вебер выделяет в рамках этого понятия социализацию ассоциативную, преимущественно добровольную, и социализацию институциональную, осуществляющуюся через внедрение в личность принятых обществом норм с помощью социального поощрения и принуждения. Т. Парсонс понимает социализацию как процесс функциональной адаптации индивида.

Большинство современных социологов рассматривают социализацию как процесс взаимодействия между индивидами, развивающими в обществе собственные стратегии, и принятыми обществом системами норм и ценностей. Г. Роше, например, определяет социализацию так - это "процесс, в ходе которого человек воспринимает и усваивает социокультурные элементы своей среды, интегрирует их в структуру своей личности под влиянием значимых социальных факторов и таким образом приспосабливается к социальному окружению, среди которого ему приходится жить".1 Социализация позволяет индивиду приобрести багаж, необходимый ему, чтобы эффективно функционировать в воспитавшем его обществе. С этой целью, в частности, индивид должен научиться определенным правилам поведения, присущим его социальной группе, усвоить принятые в ней бытовые навыки, пищевые пристрастия, адаптироваться к жизни в определенном климатическом поясе, составляющем географическую среду проживания его группы. Для того чтобы чувствовать себя комфортно среди членов своей группы, ему необходимо органически усвоить совокупность присущих этой группе норм, ценностей, символов, моделей поведения, традиций и идеологий.

Кроме того, в процессе социализации индивид осуществляет социальную самоидентификацию, то есть обретает возможность показать членам своей и чужих групп, что он разделяет ценности, традиции и поведенческие модели своей группы и не разделяет чужих.

Социализация, в сущности, представляет собой процесс развития способности индивида к нормативному сознанию и поведению, к ограничению своего произвола, уважительному отношению к другим, короче говоря, процесс развития морали.

Американский психолог Л. Кольберг выделяет следующие ступени морального развития:

1. Преконвенциональный (доморальный) уровень.

На этом уровне ребенок выполняет требования взрослых просто ради самого послушания; именно поэтому он избегает нарушения норм. Тем самым он стремится избежать возможного наказания. Кроме того, его поведение - результат давления авторитета родителей.

Вторая фаза этого этапа проявляется в нормативном поведении в порядке обмена: в расчете на конкретное вознаграждение, обещанное родителями. Здесь ребенок уже понимает свои интересы, а нормативное поведение рассматривает как уступку интересам других людей, поступая правильно как бы "для них" и в обмен рассчитывая на их взаимную уступку.

2. Конвенциональный уровень. На этом уровне формируется "нравственное" сознание, зачатки собственных, а не заимствованных представлений о "хорошем" и "плохом". В первой фазе нормативное поведение мотивируется чувством стыда в случае ошибки, стремлением заслужить одобрение значимых взрослых.

Во второй фазе нравственное поведение обусловлено уважением к правилам и стремлением их выполнять.

3. Уровень автономной морали. На этом уровне человек уже способен сам понимать, что в конкретной ситуации является добром, а что - злом. В первой фазе он понимает также относительность правил и норм и научается гибкости в их применении.

Во второй фазе человек усваивает представление о существовании логики социальной жизни, несводимой к интересам того или иного индивида.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по педагогике:

Основные виды студенческих учебно-научных и творческих работ. Термины и определения
Курсовая работа – самостоятельная разработка конкретной темы по изучаемой дисциплине с элементами научного анализа, отражающая приобретенные студентом теоретические знания и практические навыки, умение работать с литературой, анализировать источники, делать обстоятельные и обоснованные выводы. Выпу ...

Виды эмоций
Эмоции можно классифицировать в зависимости от субъективной ценности возникаемых переживаний. Так, выделяют следующие виды подобных "ценных" эмоций. 1. Альтруистические эмоции - переживания, возникающие на основе потребности и содействии, помощи, покровительстве другим людям: желание прин ...

Проверка эффективности экспериментальной работы по формированию музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста посредствам музыкально-дидактических игр
Для того, чтобы проверить эффективность нашей экспериментальной работы, было проведено контрольное обследование детей среднего дошкольного возраста экспериментальной группы. Задача контрольного эксперимента: - выявить динамику сформированности уровня музыкальных способностей у детей среднего дошкол ...

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru