Положение теории гуманитаризации математического образованя

Страница 1

Теория носит название гуманитаризации школьного математического образования. Данное название отражает характер основных направлений модернизации системы обучения.

Идентификация:

по уровню применения данная технология обучения является частно-предметной, так как раскрывает особенности обучения математике;

по отношению к ребёнку – личностно-ориентированная;

по направлению модернизации традиционной системы обучения технология основывается на конкретной реализации идеи гуманитаризации школьного математического образования, раскрытой ранее.

Концептуальная часть: позиция ребёнка. Рассмотрим законы высшей нервной деятельности, объясняющие процессы познания. Первый закон взаимной индукции. Суть его в следующем: «если возбуждаются одни участки головного мозга, то в других в это время идут процессы торможения». Например, когда решается математическая задача, все знания о литературе, театре как бы «замирают». Второй закон – закон динамического стереотипа: «при частых, постоянных раздражениях одних участков головного мозга и столь же постоянных раздражениях других происходит устойчивое распределение очагов возбуждения. М.Л. Портнов подмечает важную закономерность: «чем больше очагов возбуждения, тем больше их может появиться – возможности головного мозга во много раз выше, чем кажется».

Описанные характеристики познавательного процесса дают возможность предположить, что обучение учащихся будет носить более продуктивный характер, если при изучении дисциплин естественно-математического цикла мы по возможности активно будем воздействовать на различные участки головного мозга, используя органические части гуманитарных и негуманитарных дисциплин.

Среди целей, положенных в основу технологии гуманитаризации школьного математического образования, можно выделить следующие:

учебные цели в когнитивной (мыслительной) области:

- формировать умения учащихся строить новые сочетания математических знаний со знаниями, полученными из системы гуманитарной культуры;

- формировать умения учащихся транслировать математический материал из одной формы выражения в другую, т.е. умение интерпретировать учеником математический материал с помощью гуманитарных объектов;

- формировать умения учащихся использовать изученный математический и гуманитарный материал в конкретных условиях и новых ситуациях, отыскивать точки соприкосновения математической и гуманитарной культур.

Заметим, что, сформулированные выше цели не касаются теоретических основ математики, поскольку задача предлагаемой технологии гуманитаризации – не вносить изменения в действующую систему математических знаний, а обогащать её гуманитарными объектами.

Учебные цели в эмоционально-ценностной области:

- формировать восприятие учащимися целостной картины мира, а не разделённой на различные области человеческого познания;

- формировать эмоционально-личностное отношение учащихся к таким составным частям культуры, как математика и гуманитарные науки;

- способствовать концептуализации ценностных ориентаций учащихся к составным частям культуры, организации собственной системы ценностей;

- развивать правополушарные и левополушарные возможности учащихся как одного из условий формирования необходимого уровня усвоения ценностей, на котором они устойчиво определяют поведение индивида, входят в привычный образ действий или жизненный стиль.

Для гуманитаризации школьного математического образования осуществляется системный подход. Элементами этой системы являются цели и содержание школьного математического образования, раскрывающее связи с предметами гуманитарного цикла; законы высшей нервной деятельности, объясняющие процессы познания, методы и средства обучения. Функционирование указанных элементов системы должно основываться на следующих основополагающих принципах: принципах гуманизации; принципе личностно-ориентированного подхода; принципе целостности; принципе выделения основной структуры системы и принципе органичности.

Страницы: 1 2

Статьи по педагогике:

Использование компьютерных моделей на уроках физики
Компьютерное моделирование позволяет наглядно иллюстрировать физические эксперименты и явления, воспроизводить их тонкие детали, которые могут быть незамечены наблюдателем при реальных экспериментах. Использование компьютерных моделей и виртуальных лабораторий предоставляет нам уникальную возможнос ...

Антропологически неприемлемые модели педагогического взаимодействия
Л.Н. Толстой считал, что воспитание есть умышленное формирование людей по известным образцам. Это высказывание очень точно раскрывает насильственный характер самой природы воспитания, но в процессе воспитания можно смягчать, использовать более опосредованные способы воздействия на воспитуемого, за ...

Средства речевого развития детей
К средствам речевого развития детей относят: общение взрослых и детей; культурную языковую среду, речь воспитателя; художественную литературу; различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр). Выделяют следующие принципы развития речи: взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развити ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru