21 век. В России и за её пределами в настоящее время учёными самых различных специальностей уделяется непосредственное внимание проблеме гармонии природных и искусственных систем, а так же изучению феномена золотого сечения, тесно связанным с этим. Возникающие при этом вопросы весьма разносторонни и отличаются многогранностью. Включают в себя даже такие вопросы как: структура закономерности Солнечной системы, физиологические функции человека, морфология животных, строение бытовых приборов и т.д.
Как известно, целое всегда состоит из частей, части разной величины находятся в определенном отношении друг к другу и к целому. Принцип золотого сечения - высшее проявление структурного и функционального совершенства целого и его частей в искусстве, науке, технике и природе.
Золотая пропорция имеет довольно интересную историю, завораживает своими свойствами, поражает открытиями, которые проводятся благодаря ней. «Божественное сечение» всегда приводило в восторг античных учёных, скульпторов, художников.
Проблема, которая подтолкнула к написанию диплома по этой теме - в век научно-технической революции мы на каждом шагу сталкиваемся с глобальной неграмотностью и отсутствием вкуса, неумением людей использовать программные школьные знания на практике, а так же находить межпредметные связи.
Цель дипломной работы – изучение золотого сечения и его проявление в математике, в окружающего мире, произведениях искусства, бытовых предметах и рассмотрение вопросов гуманитаризации преподавания математики на примере темы золотого сечения.
Для этого поставим следующие задачи:
подбор и изучение литературы по этой теме;
рассмотрение понятия золотого сечения, его свойств и особенностей;
исследование связи золотой пропорции с природой, человеком, искусством;
разработка занятий по теме исследования и их апробация на уроках математики в гуманитарном классе;
разработка рекомендаций по использованию гуманитаризации при изучении золотого сечения.
Наиболее актуальным на данный момент является гуманитаризация в обучение математике. Ведь гуманитаризация предполагает усиление взаимосвязи естественно-математического образования с гуманитарным - более понятным, близким ребёнку. Так же подразумевается усиление практического и прикладного аспектов преподавания. Это означает, что в обучении математике акцент необходимо ставить на общее развитие учащегося, а именно на развитие абстрактно-логического мышления, математической речи, пространственного воображения, интуиции, эстетического чувства.
Предметом исследования нашей работы является тема золотого сечения на уроках математики в гуманитарных классах.
А.В. Дорофеева выдвигает тезис о том, «что история математики помогает формированию мировоззрения учащихся». Причем, по её мнению, «элементы истории математики привлекают школьников, склонных к гуманитарным наукам» и отстающих учащихся. Сегодня данный тезис представляется актуальным как привлечение внимания школьников с различными способностями и интересами к математике как науке.
Теоретическая значимость исследования заключается в:
- разработке модели преподавания математики в гуманитарных классах на примере темы «Золотое сечение»;
- выявлении особенностей развития мотивации к изучению математики учащихся старших классов гуманитарного профиля;
- определении системы мер, позволяющих актуализировать мотивационный потенциал школьников в ходе реализации коммуникативно-речевых ситуаций в процессе математического образования.
Практическая значимость исследования:
- предложенные рекомендации могут быть применены при овладении учащимися основными элементами школьного математического содержания;
- разработанная методика может быть использована в процессе совершенствования школьных программ по математике, учебников и учебных пособий, в вузовских методических курсах и в системе повышения квалификации учителей математики.
Статьи по педагогике:
Психолого-педагогические особенности старшего подросткового возраста
Старший подростковый возраст исследуется и характеризуется в специальной литературе, во-первых, как граница детства, во-вторых, как граница взросления с радикальными переменами социальных ролей. Период старшего подросткового возраста можно определить как период взросления. Как отмечает М. Кле, разв ...
Общие понятия об УМК
Для того, чтобы понять, что собой представляет учебно-методический комплекс дисциплины нужно, сперва, разобраться в определении данного понятия и уяснить цель, с которой, собственно, УМК создается. Учебно-методический комплекс – система нормативной и учебно-методической документации, средств обучен ...
Пути интеграции медико-биологического образования
В настоящее время состояние здоровья нации, а тем более подрастающего поколения катастрофическое. Приведем здесь лишь некоторые данные заболеваемости детей в начале обучения в первом классе: до 30 % первоклассников имеют речевые нарушения; у 15-20 % - нарушения нервно-психической сферы; у 30 % имею ...