Психология и педагогика поздней юности и взрослости

Образование и воспитание » Педагогическая антропология » Психология и педагогика поздней юности и взрослости

Страница 1

Поздняя юность — период от 18 до 23 (25) лет. Человек в этом возрасте является взрослым и в биологическом, и в социальном отношении. Ведущей сферой деятельности становится труд с дифференциацией профессиональных интересов. Образование является специальным, профессиональным. Возрастает степень материальной независимости от родителей, многие молодые люди (особенно девушки) в этом возрасте обзаводятся собственными семьями.

В юности происходит становление гражданской, психологической зрелости, профессионального самоопределения, сексуального самосознания, открытие своего внутреннего мира (Эллис, Гехмен, Катценмайер), ролевое экспериментирование (Л.С. Выготский, И.С. Кон), планируется и реализуется программа самоизменения (Л.Н. Куликова). В целом это период «сверхнормативной активности» (Н.Г. Григорьева), когда возрастает роль социализации в усвоении нормативного поведения по тому или иному образцу.

Многие исследователи считают, что на этот возраст приходится один из главных сензитивных периодов развития взрослого человека. Сравнительно с другими возрастными периодами в годы юности и молодости отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, а также решения вербально-логических задач. В личностном, плане этот возраст имеет особое значение как период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и овладения полным комплексом социальных функций взрослого человека, включая гражданские, общественно-политические, профессионально-трудовые (Б.Г. Ананьев).

Постепенный переход в этот период от воспитания к самовоспитанию, от объекта воспитания к положению субъекта воспитания проявляется в умственной и моральной активности человека. Общим результатом этого процесса является жизненный план, с которым юноша и девушка вступают в самостоятельную жизнь. Выбор профессии, ценностная ориентация на ту или иную сферу общественной жизни, идеалы и цели, которые в самом общем виде определяют общественное поведение и отношения на пороге самостоятельной деятельности, — отдельные этапы, характеризующие начало самостоятельной жизни в обществе (Б.Г. Ананьев).

Возраст 18—25 лет очень разнообразен по составляющим его социальным группам: это студенты высших и средних учебных заведений, молодежь, служащая в армии; молодые рабочие, безработные и криминальная молодежь. В каждой из названных категорий свои специфические проблемы педагогического взаимодействия и социально-психологической коррекции. Однако невозможно в одном параграфе раскрыть все эти проблемы, поэтому в рамках данного пособия представляется целесообразным раскрыть некоторые особенности одной из групп — студентов вузов.

Студенчество — особая мобильная социальная группа, специфическая общность людей, объединенных институтом высшего образования. Целью ее деятельности является организованная по определенной программе подготовка к выполнению профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве. Она имеет характерные, ярко выраженные черты, определяющие ее аксиологические установки, связанные как с процессом обучения в высшей школе, так и с получением профессионального образования. Контингент студентов вузов охватывает юношеский возраст (в среднем 17—25 лет).

Как правило, именно в студенческом возрасте достигают максимума в своем развитии не только физические, но и психологические свойства, и высшие психические функции: восприятие; внимание, память, мышление, речь, эмоции и чувства. Данный период жизни максимально благоприятен для обучения и профессиональной подготовки (Б.Г. Ананьев).

Кроме того, этот период в социально-психологическом аспекте, как отмечает И.А. Зимняя, отличается наиболее высоким уровнем познавательной мотивации, активным «потреблением культуры», высокой социальной и коммуникативной активностью, гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. Это определяется индивидуальными и вариативными особенностями становления и структурирования интеллекта личности, прежде всего вербального, что делает особо значимым вербально-логическое обучение. При правильной организации образовательного процесса основная нагрузка ложится не на память студента, а на его мышление и соответственно исследовательский подход к усвоению теории и профессиональному самоопределению.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Лингвистические особенности художественных текстов
Из всего жанрового разнообразия текстов, которые могут быть предназначены для обучения чтению на среднем этапе, мы в данной работе выделяем французские художественные тексты, поскольку именно в них содержится и наиболее полно отражается информация о различных сферах жизни в стране изучаемого языка, ...

Цели и задачи экологического воспитания дошкольников
Авторы программ, пособий предлагают разнообразные формулировки целей и задач экологического воспитания дошкольников: «воспитание начал экологической культуры» (С.Н. Николаева), «формирование определенного уровня осознанного отношения, выраженного в поведении, отношении к природе, людям, себе, месту ...

Теоретические основы проблемы общекультурной компетенции учителя как составной части его педагогической культуры
Высокий уровень общекультурной компетенции необходим педагогу для реализации всех трех глобальных целей образовательного процесса: обучения, воспитания и, особенно, развития учащихся. Она выступает важной характеристикой педагогической культуры учителя, одним из неотъемлемых показателей его професс ...

Категории

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru