Психология и педагогика поздней юности и взрослости

Образование и воспитание » Педагогическая антропология » Психология и педагогика поздней юности и взрослости

Страница 3

Условия педагогического развития личности — возможности индивида (внутренние условия) к обучению по тому или иному педагогическому образцу, зависящие от индивидуальной медико-психологической основы образования (здоровье, интеллект, мотивационно-характерологические особенности личности), с одной стороны, и необходимые слагаемые обеспечения процесса обучения (внешние условия) — с другой.

Самая главная особенность юношеского возраста (включая и позднюю юность) состоит в осознании человеком своей индивидуальности, неповторимости, в становлении самосознания и формировании «образа Я». Становление самосознания актуализирует проявление важнейших и часто противоречивых потребностей юношеского возраста—в общении, уединении, в достижениях и др.

Потребность в достижениях, если она не находит своего удовлетворения в основной для студента учебной деятельности, закономерно смещается в другие сферы жизни — в спирт, бизнес, общественную деятельность, хобби или в сферу интимных отношений.

Критерием развития личности является ее зрелость, которую приобретает молодой человек по мере взросления. Акме - в переводе с древнегреческого — высшая точка, расцвет, зрелость, лучшая пора. Изучает это состояние, закономерности и механизмы развития человека на ступени его профессиональной и личностной зрелости наука акмеология. Важной задачей акмеологии является выяснение того, что должно быть сформировано у человека на каждом возрастном этапе в детстве и юности, чтобы он смог успешно реализовать свой потенциал на ступени зрелости.

Процесс становления социально зрелой личности идет на индивидуальной основе с помощью общественной системы воспитания и обучения. С психологической точки зрения это, прежде всего развитие интеллекта (знаний, умений, навыков), становление иерархии мотивов деятельности (Б. В. Зейгарник) и формирование таких характерологических качеств психической зрелости, как ответственность, самостоятельность и др. (А.А. Реан). Психическая зрелость (в отличие от психического инфантилизма) подразумевает совокупность развитых психических качеств, необходимых для эффективной социализации, успешной психической адаптации индивидуума к требованиям общества и самоактуализации в нем.

Основными характеристиками зрелой личности являются субъектность, самосознание и самообучаемость эффективному поведению (эмоциональному общению) и деятельности (деловому взаимодействию).

Становление свойств зрелой личности происходит постепенно, проходя этапы адаптации, выработки индивидуального стиля поведения и деятельности, интеграции личности в общество благодаря ее самореализации в процессе и результатах главным образом профессиональной деятельности. Становление зрелой личности, собственно, и есть процесс ее развития, точнее, развития ее субъектности благодаря все возрастающей активности самосознания, сознательных целенаправленных процессов самоопределения.

Большой интерес исследователей в последние десятилетия привлекает кульминационный момент наивысших достижений человека в избранной деятельности. Это момент наибольшей продуктивности творчества и наибольшей значимости созданных человеком ценностей. Существует определенная зависимость кульминации от общего времени и объема деятельности в данной области (например, кульминационные моменты в хореографической деятельности располагаются между 20—25 годами, в музыкальной и поэтической — между 30— 35 годами, а в научной и политической областях кульминация достигается между 40—55 годами и т.д.). В зависимости от структуры и методов той или иной деятельности кульминационные даты (пики) значительно варьируют. В среднем кульминация для многих специальностей приходится на возраст 37 лет. Многими исследователями признается существование второй кульминации в более поздние годы. Имеется довольно много людей, продолжающих свою творческую деятельность и после 60—70 лет.

Рассмотрим возрастные периоды зрелости.

Молодость (24—30 лет). Первый период молодости — это период поисков себя, выработки индивидуальности, окончательного осознания себя как взрослого человека со всеми правами и обязанностями, осознания обобщенного, нереального характера юношеских (а тем более подростковых) мечтаний, определения более конкретного представления о будущей жизни, встречи с будущим супругом (супругой). В этот период ведущей становится профессиональная деятельность. Профессиональная деятельность в ситуации, когда выбор уже сделан, ставит перед личностью задачу специализации в избранной профессии, приобретения мастерства. В более сложных случаях человек, попробовав себя в каком-то деле, решает изменить выбор, более или менее сознательно меняет профессию, вуз и т.п.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Разработка уроков с применением методов обучения и их реализация в процессе преподавания «Технологии» 8 класса»
Задача: С помощью объяснительно-иллюстративного метода рассказать ученикам о классификация брюк: прямые, расклешенные, зауженные к низу и т.д. Очень важно иметь наглядные пособия, либо находить их в одежде учеников. Орг. Момент: Эпиграф к уроку: « В человеке все должно быть прекрасно…» - Добрый ден ...

Особенности проявления музыкальных способностей у детей среднего дошкольного возраста
Рассмотрение музыкальных способностей неразрывно связано с анализом проблемы общих способностей человека. Специальные способности, к которым относятся способности музыкальные, становятся созидательными лишь благодаря тому, что в их структуре проявляется и усиливается действие общих способностей. А ...

Структура и содержание понятия «интернет ресурсы»
Для того чтобы дать ответ на вопрос что такое Интернет - ресурсы, необходимо предварительно рассмотреть различные точки зрения понятия Интернет. С технической точки зрения Интернет - это совокупность десятков тысяч независимых сетей и миллионов различных компьютеров, объединенных общим набором прот ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru