Психология и педагогика поздней юности и взрослости

Образование и воспитание » Педагогическая антропология » Психология и педагогика поздней юности и взрослости

Страница 5

Исследователи старших человеческих возрастов отмечают интересную закономерность, заключающуюся в том, что во многих случаях те или другие формы человеческого существования прекращаются еще при жизни человека как индивида, т.е. их «умирание» наступает раньше, чем «физическое одряхление» от старости. Такое состояние имеет место тогда, когда человек сам развивается в направлении растущей социальной изоляции, постепенно отказываясь от многих функций и ролей в обществе, используя свое право на социальное обеспечение. Постепенное освобождение от обязанностей и связанных с ними функций приводит к соразмерному сужению объема личностных свойств, деформации структуры личности. Научные данные о долгожителях свидетельствуют, о том, что одной из их характеристик является живая связь с современностью, а не социальная изоляция, сопротивление внешним и внутренним условиям, благоприятствующим такой изоляции (почти полное отсутствие сверстников в своей среде, резкое понижение зрения, слуха и т. д.). В таких случаях сохранность личности обеспечивается до самой смерти чело­века, даже если она наступит после ста лет жизни.

Доказано, что инволюционные процессы во многом зависят от двух факторов: внутреннего и внешнего. Внутренним фактором является одаренность — у более одаренных интеллектуальный процесс более длительный и инволюция нарастает позже, чем у менее одаренных. Внешним фактором, зависящим от социально-экономических и культурных условий, является образование, которое противостоит старению.

По сравнению с.долгожителями с сохранившейся личностью некоторые «начинающие» пенсионеры в 60—65 лёт кажутся сразу одряхлевшими, страдающими от образовавшихся вакуумов и чувства социальной неполноценности. С этого возраста для них начинается драматический период умирания личности. Явления деперсонализации такого рода приводят к функциональным нервным, сердечнососудистым и другим психогенным заболеваниям.

Но подобные явления, которые можно назвать деформацией личности, возникают обычно лишь в связи с прекращением деятельности в той или иной области общественной жизни, производства и культуры,

Страницы: 1 2 3 4 5 

Статьи по педагогике:

Особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста при патологии
Формирование правильной речи является важным звеном в системе педагогической абилитации детей с нарушением речи. В связи с этим, становится актуальной проблема реабилитации и адаптации таких детей в современном обществе. Сформированность коммуникативной деятельности дошкольников с указанной патолог ...

Понятие об обучении
Обычно обучение характеризуют так: передача человеку определенных знаний, умений и навыков. Знания, умения и навыки — это формы и результаты определенных процессов в психике человека. Значит, они могут возникнуть в голове человека только в результате его собственной деятельности. Их нельзя просто « ...

Математические методы педагогических исследований
В последнее время все шире внедряются математические методы исследования и, в частности, методы статистическогй обработки исследовательского материала. В педагогических исследованиях широко используют такие их виды: - регистрация – определяет выявление оперделенного качества у явлений данного класс ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru