Психология и педагогика поздней юности и взрослости

Образование и воспитание » Педагогическая антропология » Психология и педагогика поздней юности и взрослости

Страница 5

Исследователи старших человеческих возрастов отмечают интересную закономерность, заключающуюся в том, что во многих случаях те или другие формы человеческого существования прекращаются еще при жизни человека как индивида, т.е. их «умирание» наступает раньше, чем «физическое одряхление» от старости. Такое состояние имеет место тогда, когда человек сам развивается в направлении растущей социальной изоляции, постепенно отказываясь от многих функций и ролей в обществе, используя свое право на социальное обеспечение. Постепенное освобождение от обязанностей и связанных с ними функций приводит к соразмерному сужению объема личностных свойств, деформации структуры личности. Научные данные о долгожителях свидетельствуют, о том, что одной из их характеристик является живая связь с современностью, а не социальная изоляция, сопротивление внешним и внутренним условиям, благоприятствующим такой изоляции (почти полное отсутствие сверстников в своей среде, резкое понижение зрения, слуха и т. д.). В таких случаях сохранность личности обеспечивается до самой смерти чело­века, даже если она наступит после ста лет жизни.

Доказано, что инволюционные процессы во многом зависят от двух факторов: внутреннего и внешнего. Внутренним фактором является одаренность — у более одаренных интеллектуальный процесс более длительный и инволюция нарастает позже, чем у менее одаренных. Внешним фактором, зависящим от социально-экономических и культурных условий, является образование, которое противостоит старению.

По сравнению с.долгожителями с сохранившейся личностью некоторые «начинающие» пенсионеры в 60—65 лёт кажутся сразу одряхлевшими, страдающими от образовавшихся вакуумов и чувства социальной неполноценности. С этого возраста для них начинается драматический период умирания личности. Явления деперсонализации такого рода приводят к функциональным нервным, сердечнососудистым и другим психогенным заболеваниям.

Но подобные явления, которые можно назвать деформацией личности, возникают обычно лишь в связи с прекращением деятельности в той или иной области общественной жизни, производства и культуры,

Страницы: 1 2 3 4 5 

Статьи по педагогике:

Возрастная периодизация
По ряду морфологических, физиологических и биохимических признаков весь жизненный путь человека может быть разделен на периоды, или этапы. Между этими периодами нет четко очерченных границ, и они в значительной мере условны, все же установление примерных границ этих периодов на основе объективных к ...

Просвещение в XVI – XVII вв
В XVI – XVII вв. интерес к причинам, определяющим различия между людьми, сильно возрос. В это время борьба против религиозного догматизма и феодализма слилась с критикой теории «врожденных идей» и пропагандой идей всесильности образования. Взгляды на факторы формирования личности тесно связывались ...

Понятие письменной речи
Письменная речь – это речь, основанная на визуально воспринимаемой устойчивой фиксации языковых конструкциях, прежде всего в виде письменного текста. При этом оказывается возможным передавать сообщения со значительной временной отсрочкой. В понятие письменная речь в качестве равноправных составляющ ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru