Особенности развития представлений о множестве

Страница 1

Педагогические и психологические исследования специалистов (А. В. Запорожец, Г. А. Кислюк, Л. В, Глаголева, Ф. Н. Блехер, А.М. Леушина, В.В. Данилова и другие) наблюдения за детьми дома, в детском саду и школе показали, что формирование понятия натурального числа у детей дошкольного и младшего школьного возраста происходит на основе оперирования совокупностями предметов: набором палочек, геометрических фигур, предметами быта (два стула), игры (три куклы), питания (две морковки). Еще до школы дети приобретают знания о количестве и количественных отношениях из разных источников, среди которых особое значение имеют слово и действия окружающих взрослых, которым малыши активно подражают.

Ребенка окружают предметы разных размеров, формы, цвета, разного количества. С помощью взрослого ребенок учится называть и различать их, пользоваться ими. По мере развития ребенка появляются более сложные формы взаимоотношений его с окружающим миром, формируются новые понятия.

Восприятию множественности предметов, явлений способствует все окружение ребенка – множество людей, знакомых и не знакомых, множество двигающихся перед глазами предметов, однородно повторяющиеся звуки. Множественность предметов и явлений ребенок воспринимает разными анализаторами: слуховым, зрительным, кинестетическим и др.

Первоначальное формирование представлений о множественности предметов (много) и единичности (мало) происходит очень рано (на втором году жизни). Показателем этого является различение детьми единственного и множественного числа уже в 15-16-месячном возрасте.

На втором году жизни дети начинают понимать смысл слов много, мало при разнице между совокупностями в два предмета. Однако слова много, мало не имеют для них количественной характеристики. Слово много относят как к совокупности предметов, так и к их размеру. Слово мало в активном словаре детей появляется позже, чем слово много.

Количественная сторона в совокупности предметов не является еще особым признаком, значимым для детей второго года жизни. В этом возрасте происходит восприятие множества предметов как неопределенной множественности, появляется способность различать по смыслу слова один и много, происходит активное овладение грамматическими формами единственного и множественного числа.

У детей конца второго – начала третьего года жизни появляется стремление самим создавать совокупность предметов. В этом возрасте появляется склонность «сравнивать» совокупности, когда один предмет накладывается на другой. Но движения детей еще не точны, к тому же дети еще не видят отношений между сравниваемыми совокупностями, их интересует главным образом сам процесс дробления совокупностей на отдельные предметы и их объединение.

На третьем году жизни зарождается тенденция к умению различать разные по численности группы предметов. Слова один, много, мало дети соотносят с определенным количеством предметов. К концу третьего года дети овладевают умением дифференцировать не только предметные совокупности, но и множество звуков.

Дети третьего года жизни в разных условиях правильно понимают и соотносят слова много, мало в пределах пяти предметов. Количественная сторона постепенно начинает абстрагироваться от предметного содержания.

Постепенно дети начинают овладевать способами простейшего сравнения элементов двух множеств. Они накладывают (прикладывают) предметы одной совокупности на предметы другой, устанавливая между ними взаимно однозначное действие, и видят равенство их по количеству.

Однако при самостоятельном выполнении заданий на воспроизведение (заполнении промежутков между изображениями) у детей часто возникали ошибки.

Под влиянием упражнений у детей развивается представление об относительности слов много и мало: одно и то же множество воспринимается то, как много, то, как мало в зависимости от того, с чем оно сопоставляется. Дети начинают самостоятельно составлять «много» из отдельных предметов, сопровождая действия словами: «еще… еще…» или «вот… вот», что говорит о понимании ими увеличения группы предметов и об умении дробить множество на отдельные элементы.

Страницы: 1 2 3

Статьи по педагогике:

Школа как педагогическая система и объект научного управления
Педагогическая система является самостоятельной развивающейся и управляемой целостностью, состоящей из ряда компонентов. Управление педагогической системой, с одной стороны, сохраняет ее целостность, с другой - позволяет изменять, влиять на действие отдельных ее компонентов. Функционирование педаго ...

Готовность педагогов к осуществлению первичной профилактической деятельности употребления психоактивных веществ
В настоящее время "…первичная профилактика употребления психоактивных веществ является ключевым социальным заказом для Министерства образования Российской федерации… и это исходная базовая позиция для выстраивания всей антинаркотической профилактической деятельности…" (из доклада министра ...

Содержание понятия «музыкальные способности»
В современной парадигме системы непрерывного образования важная роль отводится дошкольному образованию как начальному этапу формирования общечеловеческих ценностей, развитию внутреннего мира ребенка, его духовности способностей. Ведущим мотивом обновления педагогического процесса в дошкольном учреж ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru