Развитие психических процессов в дошкольном возрасте

Страница 1

Говоря о психических процессах в дошкольном возрасте, мы имеем в виду развитие способов и средств ориентации. К способам ориентации в дошкольном возрасте можно отнести экспериментирование с новым материалом и моделированием.

Экспериментирование в дошкольном возрасте тесно связано с практическими преобразованиями предметов и явлений. В процессе экспериментирования, как показали исследования Поддъякова, ребенок выделяет в объекте новые свойства и зависимости. Экспериментирование может осуществляться детьми мысленно, в результате этого ребенок получает новые, неожиданные знания. Развитию экспериментирования способствуют задачи «открытого типа», имеющие множество верных решений.

Моделирование осуществляется в дошкольном возрасте в разных видах деятельности: игре, конструировании, рисовании, лепке и др. Благодаря моделированию, построению схем ребенок становится способным к опосредствованному решению познавательных задач. С помощью различных моделей и схем ребенок материализует математические, логические, пространственные, временные отношения.

В дошкольном возрасте ярко проявляются две категории знания:

1)Знания и умения, которыми ребенок овладевает без специально организованного обучения, в повседневном общении со взрослыми, в играх, наблюдениях, во время просмотра телевизионных передач;

2)Знания и умения, которые могут быть усвоены во время специального обучения.

По словам Д.Б. Эльконина, весь дошкольный возраст вращается, вокруг взрослого человека, его функций, его задач.

Американские авторы В. Ловенфильд и В. Ломберт Бритен считают, что художественное воспитание оказывает огромное влияние на развитие ребенка.

Как показали исследования А.В. Запорожца и Л.А. Венгера, развитие восприятия в дошкольном возрасте происходит на основе усвоения сенсорных эталонов. Несмотря на глубокое преобразующее значение изобразительной деятельности в развитии ребенка, ведущей в дошкольном возрасте остается сюжетн –ролевая игра. Сюжетно – ролевая игра – это деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности.Развитая форма ролевой игры глубоко изучена в исследованиях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др. Ее анализ позволяет понять особенности происхождения и развития игры, ее виды и строение у современных детей, живущих в обществах с низким уровнем социально – экономического развития.

Конструирование развивается в дошкольном возрасте благодаря наличию в детской жизни разнообразных дидактических пособий и игрушек. Современные дети создают различные модели и конструкции из строительного материала, деталей конструкторов, изготовляют подделки из бумаги.

А.Р. Лурия выявил особенности конструирования по модели. В модели составляющие ее элементы скрыты от восприятия ребенка. Ребенку необходимо воспроизвести модель из имеющегося у него строительного материала.

Н.Н. Поддъяков предложил конструирование по условиям. Взрослый в данном случае не дает образца, а лишь определяет условия, которым должна соответствовать постройка.

Л.А. Парамонова исследовала у детей дошкольного возраста конструирование по замыслу, осуществляющееся с учетом особенностей того материала, с которым ребенок действует. Больше всего для этой деятельности природный материал.

Помимо игры и изобразительной деятельности в дошкольном возрасте деятельностью становится восприятие сказки. К. Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр.

Л.С. Выготский проанализировал две точки зрения, которые в детской и педагогической психологии относятся к понимаю роли волшебной сказки в жизни ребенка. Согласно первой точки зрения ребенок еще не дорос до научного мышления, но у него есть потребность понять мир. По словам Л.С. Выготского « сказка для ребенка – его философия, его наука, его искусство». Согласно второй точке зрения ребенок, развиваясь, в сокращенном виде повторяет историю человеческого рода.

В соответствии с поставленными целью и задачами подведем общие выводы нашей работы.

1. Личность является тем механизмом, который позволяет интегрировать свое «Я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого.

Страницы: 1 2

Статьи по педагогике:

Подбор методов обучения для проведения занятий по предмету «Технология каменных работ» на примере темы «Кладка конструкций стен»
Одним из важнейших условий, обеспечивающих профессиональную подготовку специалистов дисциплины профессионального цикла «Технология каменных работ» является отбор и структурирование содержания, которое должно способствовать достижению заданного уровня сформированности профессиональной культуры на ка ...

Анализ учебных программ и методической литературы по изучению тем деревообработки в 5 классе
В анализе учебных программ по технологии обработки древесины для учащихся 5 класса объемом 16 часов рассматриваются следующие: Вводное занятие (2ч) Содержание и задачи раздела «Технология обработки древесины». Организация труда и оборудование рабочего места для обработки древесины. Рациональное раз ...

Понятие «Арктика»
Арктика – северная полярная область Земли, включающая окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами (кроме прибрежных островов Норвегии), а также прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. Площадь около 27 млн. кв. км; иногда Арктику ограничив ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru