Развитие психических процессов в дошкольном возрасте

Страница 1

Говоря о психических процессах в дошкольном возрасте, мы имеем в виду развитие способов и средств ориентации. К способам ориентации в дошкольном возрасте можно отнести экспериментирование с новым материалом и моделированием.

Экспериментирование в дошкольном возрасте тесно связано с практическими преобразованиями предметов и явлений. В процессе экспериментирования, как показали исследования Поддъякова, ребенок выделяет в объекте новые свойства и зависимости. Экспериментирование может осуществляться детьми мысленно, в результате этого ребенок получает новые, неожиданные знания. Развитию экспериментирования способствуют задачи «открытого типа», имеющие множество верных решений.

Моделирование осуществляется в дошкольном возрасте в разных видах деятельности: игре, конструировании, рисовании, лепке и др. Благодаря моделированию, построению схем ребенок становится способным к опосредствованному решению познавательных задач. С помощью различных моделей и схем ребенок материализует математические, логические, пространственные, временные отношения.

В дошкольном возрасте ярко проявляются две категории знания:

1)Знания и умения, которыми ребенок овладевает без специально организованного обучения, в повседневном общении со взрослыми, в играх, наблюдениях, во время просмотра телевизионных передач;

2)Знания и умения, которые могут быть усвоены во время специального обучения.

По словам Д.Б. Эльконина, весь дошкольный возраст вращается, вокруг взрослого человека, его функций, его задач.

Американские авторы В. Ловенфильд и В. Ломберт Бритен считают, что художественное воспитание оказывает огромное влияние на развитие ребенка.

Как показали исследования А.В. Запорожца и Л.А. Венгера, развитие восприятия в дошкольном возрасте происходит на основе усвоения сенсорных эталонов. Несмотря на глубокое преобразующее значение изобразительной деятельности в развитии ребенка, ведущей в дошкольном возрасте остается сюжетн –ролевая игра. Сюжетно – ролевая игра – это деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности.Развитая форма ролевой игры глубоко изучена в исследованиях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др. Ее анализ позволяет понять особенности происхождения и развития игры, ее виды и строение у современных детей, живущих в обществах с низким уровнем социально – экономического развития.

Конструирование развивается в дошкольном возрасте благодаря наличию в детской жизни разнообразных дидактических пособий и игрушек. Современные дети создают различные модели и конструкции из строительного материала, деталей конструкторов, изготовляют подделки из бумаги.

А.Р. Лурия выявил особенности конструирования по модели. В модели составляющие ее элементы скрыты от восприятия ребенка. Ребенку необходимо воспроизвести модель из имеющегося у него строительного материала.

Н.Н. Поддъяков предложил конструирование по условиям. Взрослый в данном случае не дает образца, а лишь определяет условия, которым должна соответствовать постройка.

Л.А. Парамонова исследовала у детей дошкольного возраста конструирование по замыслу, осуществляющееся с учетом особенностей того материала, с которым ребенок действует. Больше всего для этой деятельности природный материал.

Помимо игры и изобразительной деятельности в дошкольном возрасте деятельностью становится восприятие сказки. К. Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр.

Л.С. Выготский проанализировал две точки зрения, которые в детской и педагогической психологии относятся к понимаю роли волшебной сказки в жизни ребенка. Согласно первой точки зрения ребенок еще не дорос до научного мышления, но у него есть потребность понять мир. По словам Л.С. Выготского « сказка для ребенка – его философия, его наука, его искусство». Согласно второй точке зрения ребенок, развиваясь, в сокращенном виде повторяет историю человеческого рода.

В соответствии с поставленными целью и задачами подведем общие выводы нашей работы.

1. Личность является тем механизмом, который позволяет интегрировать свое «Я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого.

Страницы: 1 2

Статьи по педагогике:

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru