Говоря о психических процессах в дошкольном возрасте, мы имеем в виду развитие способов и средств ориентации. К способам ориентации в дошкольном возрасте можно отнести экспериментирование с новым материалом и моделированием.
Экспериментирование в дошкольном возрасте тесно связано с практическими преобразованиями предметов и явлений. В процессе экспериментирования, как показали исследования Поддъякова, ребенок выделяет в объекте новые свойства и зависимости. Экспериментирование может осуществляться детьми мысленно, в результате этого ребенок получает новые, неожиданные знания. Развитию экспериментирования способствуют задачи «открытого типа», имеющие множество верных решений.
Моделирование осуществляется в дошкольном возрасте в разных видах деятельности: игре, конструировании, рисовании, лепке и др. Благодаря моделированию, построению схем ребенок становится способным к опосредствованному решению познавательных задач. С помощью различных моделей и схем ребенок материализует математические, логические, пространственные, временные отношения.
В дошкольном возрасте ярко проявляются две категории знания:
1)Знания и умения, которыми ребенок овладевает без специально организованного обучения, в повседневном общении со взрослыми, в играх, наблюдениях, во время просмотра телевизионных передач;
2)Знания и умения, которые могут быть усвоены во время специального обучения.
По словам Д.Б. Эльконина, весь дошкольный возраст вращается, вокруг взрослого человека, его функций, его задач.
Американские авторы В. Ловенфильд и В. Ломберт Бритен считают, что художественное воспитание оказывает огромное влияние на развитие ребенка.
Как показали исследования А.В. Запорожца и Л.А. Венгера, развитие восприятия в дошкольном возрасте происходит на основе усвоения сенсорных эталонов. Несмотря на глубокое преобразующее значение изобразительной деятельности в развитии ребенка, ведущей в дошкольном возрасте остается сюжетн –ролевая игра. Сюжетно – ролевая игра – это деятельность по ориентации в смыслах человеческой деятельности.Развитая форма ролевой игры глубоко изучена в исследованиях Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др. Ее анализ позволяет понять особенности происхождения и развития игры, ее виды и строение у современных детей, живущих в обществах с низким уровнем социально – экономического развития.
Конструирование развивается в дошкольном возрасте благодаря наличию в детской жизни разнообразных дидактических пособий и игрушек. Современные дети создают различные модели и конструкции из строительного материала, деталей конструкторов, изготовляют подделки из бумаги.
А.Р. Лурия выявил особенности конструирования по модели. В модели составляющие ее элементы скрыты от восприятия ребенка. Ребенку необходимо воспроизвести модель из имеющегося у него строительного материала.
Н.Н. Поддъяков предложил конструирование по условиям. Взрослый в данном случае не дает образца, а лишь определяет условия, которым должна соответствовать постройка.
Л.А. Парамонова исследовала у детей дошкольного возраста конструирование по замыслу, осуществляющееся с учетом особенностей того материала, с которым ребенок действует. Больше всего для этой деятельности природный материал.
Помимо игры и изобразительной деятельности в дошкольном возрасте деятельностью становится восприятие сказки. К. Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр.
Л.С. Выготский проанализировал две точки зрения, которые в детской и педагогической психологии относятся к понимаю роли волшебной сказки в жизни ребенка. Согласно первой точки зрения ребенок еще не дорос до научного мышления, но у него есть потребность понять мир. По словам Л.С. Выготского « сказка для ребенка – его философия, его наука, его искусство». Согласно второй точке зрения ребенок, развиваясь, в сокращенном виде повторяет историю человеческого рода.
В соответствии с поставленными целью и задачами подведем общие выводы нашей работы.
1. Личность является тем механизмом, который позволяет интегрировать свое «Я» и собственную жизнедеятельность, осуществлять нравственную оценку своих поступков, находить свое место не только в отдельной социальной группе, но и в жизни в целом, вырабатывать смысл своего существования, отказываться от одного в пользу другого.
Статьи по педагогике:
Педагогические требования
к выбору методов обучения на занятиях в учреждениях начального
профессионального образования
Современная педагогическая теория предлагает преподавателю большой выбор методов, буквально на все случаи жизни, для решения любых проблем, для работы по любой технологии и достижения каких угодно результатов. И изучение вопроса о методах обучения показывает, что в теории и практике постоянно наблю ...
Классификация
моделей и инструменты моделирования
Каждая модель создается для конкретной цели и, следовательно, уникальна. Однако наличие общих черт позволяет сгруппировать все их многообразие в отдельные классы, что облегчает их разработку и изучение. В теории рассматривается много признаков классификации и их количество не установилось. Тем не м ...
Теоретические основы проблемы общекультурной компетенции
учителя как составной части его педагогической культуры
Высокий уровень общекультурной компетенции необходим педагогу для реализации всех трех глобальных целей образовательного процесса: обучения, воспитания и, особенно, развития учащихся. Она выступает важной характеристикой педагогической культуры учителя, одним из неотъемлемых показателей его професс ...