Качественная характеристика финского образования

Образование и воспитание » Высшее образование в Финляндии » Качественная характеристика финского образования

Страница 1

Те факторы, которыми объясняются успехи финского школьного обучения, можно условно разделить на социокультурные (контекстные) и институциональные (структурные). К социокультурным относятся объяснения, апеллирующие к национальным традициям и социальным условиям функционирования финской системы образования.

Другой социокультурный фактор успешности школьного обучения – позитивное отношение общественности.

Параллельно с позитивным отношением общественности (в первую очередь родителей) можно выделить еще один фактор успешности школьного обучения – удовлетворенность самих учащихся и высокий статус учителя в финском обществе. Среди выпускников школ популярность этой профессии даже выше, чем в среднем по стране (причем популярность не связана с перспективами заработка – учителя в Финляндии зарабатывают около 17 тыс. евро в год без учета налогов). Представители Министерства образования Финляндии заявляют, что популярность профессии школьного учителя позволяет привлекать в школы талантливых молодых специалистов и проводить политику омоложения педагогических кадров.

Особую роль в успехах школьного обучения играет также система поддержки школьников. По числу работающих с учениками психологов и социальных работников финские школы занимают одно из ведущих мест среди европейских стран. Кроме того, соотношение учитель / ученик для общеобразовательной школы составляет здесь 1:15, для гимназий – 1:18. Приоритет отдается обучению в малых группах.

Однако из всех институциональных факторов, влияющих на качество школьного обучения, особое значение имеет система подготовки учителей. Реформа подготовки педагогических кадров началась в Финляндии в 1978 г. Ее цель – повышение профессионального уровня учителей и унификация стандартов их обучения. В соответствии с приказом министра образования Финляндии, к преподаванию в школах допускаются только обладатели магистерской степени. Получение этой степени предполагает обязательную сдачу следующих курсов: коммуникативная компетентность (12 кредитов), технологии образования (75 кредитов), педагогика и психология (35 кредитов), основная предметная специализация (35 кредитов), дополнительная предметная специализация (35 кредитов), курсы по выбору (5–8 кредитов).

Если тесное взаимодействие между школами и педагогическими вузами существовало всегда, то в результате прошедшей реформы в данный процесс включились классические исследовательские университеты. Университет Куопио одним из первых в 1990-х гг. начал работать с местными школами, организуя совместные мероприятия, которые могли бы помочь в привлечении будущих студентов и их семей.

Таким образом, на примере Финляндии мы можем увидеть, как повышение качества подготовки педагогических кадров в рамках одного из сегментов университетского сектора (развитие педагогических магистратур) влияет в долгосрочной перспективе на институциональную трансформацию всего сектора в целом и повышение качества высшего образования за счет улучшения школьного обучения. Кроме того, в Финляндии, где уже более 10 лет реализуется доктрина непрерывного образования, тесное сотрудничество школ и университетов имеет под собой прочные нормативные основания.

Развитие университетов

В 2004 г. в финский Акт об университетах были внесены изменения. Наравне с преподаванием и исследовательской деятельностью – традиционными и превалирующими функциями университетов – в нем была законодательно закреплена так называемая третья роль вузов: их «социальная миссия». Следует отметить, что «третья роль» отнюдь не является новой для финских университетов. Первые серьезные результаты в этой сфере были получены в связи с успехами институтов высшего образования, принявших активное участие в региональном развитии. Поэтому сегодняшняя дискуссия о «третьей роли» уходит корнями в дебаты 1960-х гг., когда в Финляндии, как и в большинстве стран Европы, политика создания новых вузов оказалась инструментом «перекраивания» карты страны и «выравнивания» социального пространства.

Усиление «третьей роли» ведет к тому, что не только университет становится участником регионального развития, но представители местного сообщества, местного бизнеса, местных этнических общин и местных органов власти входят в состав университетского управления.

Страницы: 1 2

Статьи по педагогике:

Формы дистанционного обучения
Методы и средства обучения относятся к сущности ым ха­рактеристикам дидактического процесса. Они могут обес­печить достижение требуемых целей обучения, если бу­дет в наличии необходимая для этого материально-техническая база, а преподавателю предоставят право выбора организационной стороны обучения ...

Сотрудничество родителей со школой
Воспитательная эффективность мероприятия проявляется в самореализации ребенка, его активности и удовлетворенности успехами. Лучшим методом воспитания привычки и занятиями физическими упражнениями является личный пример родителей школьника. Участие взрослых в совместном празднике имеет большое значе ...

Методы и приемы обучения детей раннего возраста конструированию из строительного материала
Методы обучения конструированию детей третьего года жизни разнообразны. Основное место занимает использование образца, выполненного воспитателем, сопровождаемое показом и подробным объяснением процесса возведения постройки. Методика конструирования по образцу сводится к тому, что воспитатель показы ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru