Цель, задачи и организация экспериментального исследования

Страница 1

Целью исследования стало выявление особенностей восприятия и воспроизведения интонации у детей дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата.

В ходе экспериментального исследования ставились следующие задачи:

Выяснить особенности восприятия и воспроизведения повествовательной, вопросительной и восклицательной интонации.

Выявить особенности восприятия и воспроизведения компонентов интонации (мелодика, темпо-ритмическая сторона речи, паузирование, фразовое и логическое ударение, сила голоса).

Исследование проводилось в МДОУ №12 компенсирующего вида для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. В состав исследуемой группы вошли дети, имеющие нарушения ОДА, с речью в норме, с речевыми диагнозами: ФФН, ОНР, заикание, дизартрия. Дети были обследованы логопедом в сентябре 2005г. Эксперимент проводился в сентябре 2005 года. В группу вошли дети 5-6лет в количестве 10 человек.

В основу исследования легла гипотеза: дети с нарушением опорно-двигательного аппарата испытывают затруднения в восприятии и воспроизведении просодической стороны речи.

В основу исследования особенностей интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста были положены методики, предложенные Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой (у детей со стертой формой дизартрии); В.Т.Сорокиной (у детей с ДЦП), И.А. Смирновой (у детей с ДЦП).

У дошкольников исследовали восприятие и воспроизведение видов интонации (вопросительной, восклицательной, повествовательной), компонентов интонации (темпа, ритма, тембра, мелодики, силы голоса, логического ударения во фразе, соблюдение пауз).

Обследуемым предлагались две серии заданий.

1.Определить виды интонации (на восприятие).

2.Воспроизвести виды интонации (на воспроизведение).

Детям давали прослушать несколько интонированных фраз.

Первая серия заданий была направлена на исследование особенностей восприятия видов интонации. Прослушав интонированные фразы один раз, ребенок должен был поднять красный флажок, когда звучит вопрос; синий флажок – когда звучит восклицательная интонация; зеленый – когда фраза произнесена спокойным голосом.

Вторая серия заданий была направлена на исследование особенностей воспроизведения интонации. После первого воспроизведения ребенок должен был определить вопросительную интонацию и воспроизвести ее, затем – восклицательную, далее – повествовательную.

Обе серии заданий повторялись 3-4 раза с различным речевым материалом.

Например: « Какой сегодня день! На улице идет снег? Наступила зима.».

Система оценки была заимствована из методики Сорокиной Т.В. по исследованию особенностей мелодико-интонационной стороны речи у дошкольников с церебральным параличом. Сорокина предложила пятибальную систему оценки видов интонации предложения.

Нами была модифицирована вышеуказанная система оценки видов интонации, а также дополнена система оценки компонентов интонации.

Оценка видов интонации проводилась по следующим параметрам:

1 балл – неправильное определение и воспроизведение всех типов интонации.

2 балла – правильное определение только одного типа интонации,

нестойкие ошибки воспроизведения интонации.

3 балла – правильное определение и воспроизведение всех типов интонации.

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по педагогике:

Общая характеристика методов обучения и их сравнительный анализ
Методы обучения - это способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов, направленные на овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками, на воспитание и развитие в процессе обучении. Эта схема (1) наглядно демонстрирует классификацию методов обучения: Схема1: Классификация методо ...

Особенности восприятия и изучения лирики
Основными особенностями лирических произведений, отмеченных в трудах литературоведов, являются следующие: изображение характера в отдельном проявлении, в конкретном переживании; субъектированность этого изображения, индивидуализация его. Непосредственное переживание отодвигает на второй план жизнен ...

Роль речи в психическом развитии ребенка
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (абстрактные по ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru