Цель, задачи и организация экспериментального исследования

Страница 4

Восприятие и самостоятельное воспроизведение интонационной структуры, предполагающее дифференциацию повествовательной и вопросительной интонации, вызывает значительные трудности у детей.

Вопросительная интонация воспринималась и воспроизводилась детьми наиболее легко.

Наблюдается замена вопросительной интонации повествовательной при одинаковой силе голоса.

Трудности воспроизведения и восприятия вызывала интонация восклицания.

Общий балл по компонентам просодической стороны речи: темп(2,2/2,1); ритм (2,1/2,1); тембр (2,0/2,0); логическое ударение (1,7/1,8); сила голоса (2,5/2,5); мелодика – звуковысотные показатели (2,3/2,4).

В целом восприятие и воспроизведение компонентов интонации доступно детям, но с ошибками, что свидетельствует о нарушении интонационной стороны речи.

Наиболее трудным как для восприятия, так и для воспроизведения является употребление логического ударения во фразе.

Наблюдается перенос логического ударения с одного на другое слово в предложении.

Наиболее легкими компонентами интонации при восприятии и при воспроизведении являются сила голоса и звуковысотные изменения тона (мелодика), но наблюдается « затухание» голоса к концу фразы.

Наибольшую трудность в интонировании (по всем показателям) испытывают дети с заиканием и при ДЦП.

Средний уровень в интонировании показали дети с дизартрией и при ОНР, а также ребенок без речевых нарушений.

У большинства детей наблюдается ослабленное речевое дыхание и, как следствие, использование необоснованных пауз в середине фразы.

Наблюдается скандированность речи.

Наблюдается в отдельных случаях воспроизведение всех предложений только с одной интонацией (повествовательной, вопросительной).

Процесс слуховой дифференциации интонационных структур оказывается наиболее нарушенным, чем процесс их самостоятельной реализации.

Прослеживается небольшое преобладание воспроизведения

компонентов просодической стороны речи (2,0) над восприятием (2,1).

Таким образом, по результатам экспериментального исследования уровень сформированности интонационной стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата следует охарактеризовать в целом как средний. Следует отметить, что дети с НОДА, имеющие нарушения речи, нуждаются в коррекционной работе по формированию просодической стороны речи.

Вывод: Материалы исследования позволили сделать вывод, что у детей с данной патологией наблюдается нарушение просодической стороны речи. Это подтверждает данные исследований ученых, а также выдвинутую нами гипотезу о нарушении просодической стороны речи у детей с НОДА, имеющих речевые нарушения.

Страницы: 1 2 3 4 

Статьи по педагогике:

Методики сбора, обработки и хранения педагогической информации
Педагогический мониторинг, представляющий собой постоянное (равнопериодическое) отслеживание состояния педагогической системы с целью принятия управленческих решений, оптимизирующих ее функционирование и развитие, позволяет совершенствовать информационное обеспечение управления. Сбор, обработка и х ...

Петербургский воспитательный дом
Дворец К. Г. Разумовского 2 (14) мая 1797 года император Павел I издал указ о передаче под покровительство императрицы Марии Федоровны и придании самостоятельного статуса Петербургскому воспитательному дому, открытому известным просветителем и педагогом И. И. Бецким.Гуманистические идеалы И. И. Бец ...

Методы обучения: классификации и характеристики
Для оптимального усвоения учащимися основных знаний необходимо, чтобы преподаватель правильно, т.е. методически обоснованно, организовал процесс формирования и управления их усвоением. «Метод обучения» - понятие многоаспектное. В настоящее время в различных учебниках по педагогике и в методических ...

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru