Золотая пропорция в человеке

Страница 1

Пропорции человека с древних времён привлекали учёных, художников, скульпторов, биологов. Они искали закономерности пропорций человеческого тела. Существует свидетельство Плиния о том, что скульптор Поликлет написал статью о правилах пропорции человеческого тела, и вылепил по ним знаменитую статую Доридофа (приложение 15), хорошо сохранившуюся до наших дней. Долгое время эта фигура служила каноном человеческого тела.

Римский архитектор Ветрувий говорил, что природа создала человека, соблюдая постоянное отношение отдельных частей к целому, так:

лицо, считая от подбородка до лба, включительно, составляет 1 / 10 части всей высоты человека;

столько же составляет длина кисти руки;

часть тела, считая от груди до начала волос равна 1/6 общей высоте фигуры человека;

высота всей фигуры, от подбородка – 1/8 всей высоты человека;

лицо состоит из трёх разных частей: первая, от подбородка до начала носа, вторая – до средней линии бровей, третья – от линии бровей до начала корней волос;

ступня ноги составляет 1/6 от всей длинны человека;

длина руки от локтя, а так же ширина груди между плечами, составляет ¼ высоты человека.

Вообще все части человека находятся в определённом численном отношении к общей его высоте.

Центром человеческого тела является пупок, и из него как из центра может быть очерчена окружность, которых касаются пальцы распростёртых рук и ног. Кроме того, фигура человека может быть вписана в квадрат, причём общая её высота равна ширине, считая таковую с распростёртыми руками (приложение 17: Ветрувианский человек).

Рассмотрим классический пример Адольфа Цейзинга, его труд (457 страниц), под названием «Der golden Schnitt» («золотое сечение»), опубликованный в 1884 году. Цейзинг доказывает, что из всех пропорций именно золотое сечение даёт художественный наибольший эффект доставляет наибольшее удовольствие при восприятии. Он формулировал закон пропорциональности следующим образом: «Для того, что бы целое, разделённое на две неравные части, казалось прекрасным с точки зрения формы, между меньшей и большей частями должно быть тоже самое отношение, что между большей частью и целым».

Цейзинг проделал колоссальную работу. Он измерил около двух тысяч человеческих тел и пришел к выводу, что золотое сечение выражает средний статистический закон. Деление тела точкой пупа - важнейший показатель золотого сечения (рис. 15). Пропорции мужского тела колеблются в пределах среднего отношения 13 : 8 = 1,625 и несколько ближе подходят к золотому сечению, чем пропорции женского тела, в отношении которого среднее значение пропорции выражается в соотношении 8 : 5 = 1,6. У новорожденного пропорция составляет отношение 1 : 1, к 13 годам она равна 1,6, а к 21 году равняется мужской. Пропорции золотого сечения проявляются и в отношении других частей тела:

Рис. 15, а

Отношение расстояния от головы до кончиков средних пальцев, когда руки опущены вдоль тела, и расстояние от кончиков пальцев до подошвы тоже равно золотой пропорции; высота лица (до корней волос) относится к вертикальному расстоянию между дугами бровей о нижней частью подбородка, как расстояние между нижней частью носа и нижней частью подбородка относится к расстоянию между разрезом губ и нижней частью подбородка.

telo.gif (9578 bytes)

(рис. 15, б)

Справедливость своей теории Цейзинг проверял на греческих статуях. Наиболее подробно он разработал пропорции Аполлона Бельведерского, Венеры Медицейской и т.д. Подверглись исследованию греческие вазы, архитектурные сооружения различных эпох, растения, животные, птичьи яйца, музыкальные тона, стихотворные размеры. Цейзинг дал определение золотому сечению, показал, как оно выражается в отрезках прямой и в цифрах. Когда цифры, выражающие длины отрезков, были получены, Цейзинг увидел, что они составляют ряд Фибоначчи, который можно продолжать до бесконечности в одну и в другую сторону. Следующая его книга имела название "Золотое деление как основной морфологический закон в природе и искусстве". В 1876 г. в России была издана небольшая книжка, почти брошюра, с изложением этого труда Цейзинга.

Страницы: 1 2

Статьи по педагогике:

Виды моделирования. Графическое моделирование как основное средство
Глубина и значимость открытий, кото­рые делает младший школьник, решая задачи, определяется характером осущест­вляемой им деятельности и мерой ее освоения, тем, какими средствами этой деятельности он владеет. Для того чтобы ученик уже в начальных классах мог выделить и освоить способ решения широко ...

Педагогические ценности руководителя и их роль в развитии и совершенствовании работы Центра славянской культуры Губкинского городского округа
Изучение богатейшего духовного наследия, возрождение и пропаганда традиционной народной культуры оставляют благодатный след в сердцах специалистов любого уровня, дают возможность прикоснуться к истинному искусству, сохранить дух народных традиций. С годами на губкинской территории была создана сист ...

Дифференциация интонационных структур предложений в экспрессивной речи
Дети обучаются передавать основные виды интонаций (интонации завершенности, незавершенности, вопроса, восклицания) с помощью гласных звуков. При этой работе также активно подключаются жесты, которые определенным образом помогают осмыслить различные виды интонации. Работа над интонацией начинается с ...

Категории

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru