Учебный план в помощь социально-эмоциональному развитию детей с особыми нуждами

Образование и воспитание » Интеграция детей с нарушенным зрением и слухом » Учебный план в помощь социально-эмоциональному развитию детей с особыми нуждами

Страница 1

Когда мы говорим об интеграции аномальных детей в общество, мы обычно тут же начинаем рассуждать об этом с точки зрения предоставления им возможностей доступа к социальной и экономической жизни в физическом (буквальном) смысле, с точки зрения создания равных возможностей работы, говорим о дополнительных средствах и условиях обучения, лечения, воспитания. Разрабатываются различные модели "мэйнстриминга", а также программы обучения для "специальных" школ. Очевидно, что в этих случаях основное внимание уделяется интеллектуальному развитию и материальным условиям, необходимым для достижения той школы, преимущества которой отстаиваются.

Что же касается социального и эмоционального развития, рассуждают следующим образом: если аномальный ребенок в самом начале получает достаточный социальный опыт, если окружающие продолжают относиться к нему как в равному, если контакты нормальные, то этого уже достаточно. Хотя это вполне верно, я бы охарактеризовал этот подход как слишком идеалистический и односторонний.

Исходя из предложения, что под термином "интеграция" прежде всего подразумевается включение в общество, я буду защищать положение о необходимости раннего, систематического, интенсивного наблюдения за социальным и эмоциональным развитием аномального ребенка.

Дети с различными аномалиями (слуха, зрения, моторными, речевыми, дети, отстающие в обучении, расторможенные и т.д.) составляют группу социального и эмоционального риска.

Для социального и эмоционального развития существенно важны общение, социальный опыт и мыслительные способности. Дети с сенсорными нарушениями имеют дефицит такой необходимой информации, так как просто не воспринимают ее. Дети с физическими недостатками (особенно маленькие) также лишены достаточной информации, поскольку ограниченная подвижность не позволяет устанавливать достаточного количества контактов. Дети с нарушением внимания (Attention Deficit Disorder) также упускают многое из невыраженной информации, а для того, чтобы полноценно воспринять и обобщить информацию, необходим определенный уровень интеллекта.

Если перед ребенком возникнет проблема, родители либо попытаются предотвратить само ее появление, или будут пытаться решить ее за ребенка. Таким путем можно, конечно, всякий раз справляться с затруднительным положением или ситуацией. Однако в этом скрыта опасность гиперопеки, которая не замедлит сказаться на ребенке, поскольку, хотя эти реакции логически верные, они никогда не принесут пользы ребенку. Такая ситуация будет мешать ему обрести достаточные социальные знания, интуицию, опыт, а также приучит к тому, что ни родители, ни учителя не относятся к нему как к самостоятельной личности, не видят в нем равноправного человека. Эта негативная тенденция усиливается, если ребенка направят в специальную школу, где и так чрезвычайно много "опекают" детей с трудностями в поведении. Социально-эмоциональное развитие ребенка в системе специального образования часто буквально застывает, и необходимо это изменить.

В последнее десятилетие разработан ряд программ, направленных на социально-эмоциональное развитие детей, нуждающихся в особой помощи. Большинство из них предполагается обсуждение в ходе урока разнообразных ситуаций, примеров нежелательного и допустимого поведения и т.п. Эти программы подробно и тщательно разработаны и тесно связаны с каждодневной практикой детей. Сегодня существует множество программ, базирующихся на подобном подходе, хотя в деталях они значительно отличаются друг от друга.

В подобных программах, где акцент ставится на обучении соответствующему поведению, социальные навыки подразделяются на части. Например, если Вы хотите научить ребенка быть хорошим слушателем, предлагается по частям, шаг за шагом выработать у него следующие навыки:

время от времени смотрите на партнера;

кивайте или говорите "мгм-мгм" в знак согласия;

Страницы: 1 2 3 4

Статьи по педагогике:

Методика изучения темы “Электромагнитные колебания” в курсе физики средней школы
При определении содержания и методов изучения данного раздела необходимо руководствоваться такими основными факторами, как научной значимостью отобранного для изучения материала и важностью его практических приложений. Колебательные процессы – одни из самых распространенных процессов в природе. Изу ...

Теория создания тестов для системы образования
Тесты как измерительный инструмент используются в большинстве стран мира. Их разработка и использование основано на мощной теории и подтверждено многочисленными исследованиями. Тестология как теория и практика тестирования существует более 120 лет, и за это время накоплен громадный опыт использован ...

В.В. Данилов как сторонник академического преподавания
Лучшие методические работы Владимира Валериановича Данилова, литературоведа и методиста, преподававшего в начале века в петербургской мужской гимназии и одновременно читавшего лекции в учительском институте, вышли до революции. В них он выступает сторонником академического преподавания, опирается н ...

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru