Психология и педагогика поздней юности и взрослости

Образование и воспитание » Педагогическая антропология » Психология и педагогика поздней юности и взрослости

Страница 4

Расцвет человека (31—40 лет). Это середина жизни, «золотой возраст», период бури, натиска и беспокойства, огромной работоспособности и отдачи. Все достигнутое к этому времени кажется недостаточным. К 30—35 годам личность приобретает богатый жизненный опыт, человек становится полноценным специалистом, семьянином. Это период высокопродуктивного творчества. Появляется потребность передавать то лучшее, что накоплено.

Около сорока лет у многих людей возникает впечатление, что жизнь проходит зря, наступает осознание утраты молодости. Б.С. Братусь характеризует возраст 40—45 лет как период наиболее частого возникно­вения личностных сдвигов. Однако зрелая личность, осознающая себя, свои достоинства и недостатки, развивающаяся через самосовершенствование, должна осознавать возникающие проблемы и сознательно, целенаправленно, постепенно и своевременно осуществлять личностные перестройки, меняя систему мотивов и направленность, т.е. ведущую деятельность, изменяя социальное окружение, управляя своим развитием, его динамикой.

Период зрелости (40—55 лет). Эпоха зрелости — вершина жизненного пути личности, особенно тогда, когда человек здоров, полон сил, бодрости, знаний, опыта. Задача всех отраслей науки, имеющих отношение к проблемам этого периода, — способствовать увеличению продолжительности этого периода за счет старости. Зрелость личности не может рассматриваться как некоторое конечное состояние, к которому направлено развитие и которым оно заканчивается. Человек достигает к этому времени вершин Профессионального мастерства, определенного положения в обществе. К данному возрасту накапливается профессиональный опыт и опыт общения с людьми. Как и в другие периоды взрослости и переходного возраста, встает вопрос о смысле жизни, но в специфической форме подведения итогов прожитых лет.

Кризис 50—55лет, выделенный Братусем, тесно связан «с теми или иными поворотами "социальной ситуации развития" и с возрастными перестройками организма», или, другими словами, с осознанием возрастных перестроек, приданием им того или иного личностного смысла. И именно от последнего во многом зависит динамика пере­хода и дальнейшее развитие личности.

Последующие периоды жизни делят на пожилой возраст — 55—75, старческий —75—90, долгожители — свыше 90 лет.

Старость — естественный возрастной этап, продолжающий жизнь, который можно и нужно сделать счастливым для человека и полезным для общества. Ведущая потребность этого возраста — передать другим накопленный опыт — реализуется в деятельности общения, в ней же реализуются и другие потребности: в коллективе, уважении, самоутверждении.

Старение — это не столько распад, угасание, одряхление всего организма человека, сколько переход его на приспособительный уровень жизненных функций, в том числе и на адаптацию личности к новым условиям жизни. Ученые говорят об умении стареть, неотделимом от умения жить, о геронтогенезе, т.е. становлении старости, которое охватывает десятилетия, о необходимости подготовки к старости, подобно тому, как человек готовится к зрелости. Это значительно облегчило бы личностные перестройки и сделало старость действительно счастливой порой жизни, ее «золотой осенью».

Многие исследователи дифференцируют понятие «старость» на:

1)календарную, или хронологическую, но календарный возраст, как известно, не главный показатель нахождения человека на той или иной возрастной ступени;

2)биологическую, означающую уменьшение функциональной полноценности органов, которая может, однако, компенсироваться за счет жизненного опыта, интегрированное™ процессов и т. д.;

3)психологическую (она может быть и у молодых по возрасту людей), о которой Л. Сэв судит по снижению «нормы прогресса», Л.И. Божович — по отсутствию интересов.

Эти три вида старости совпадают далеко не всегда. Кроме того, старость разделяют на физиологическую, нормальную (раннюю и позднюю) и патологическую, или преждевременную, на активную (труд на благо общества, хобби и т. д.) и пассивную (сонливость, инертность).

Одновременно с процессом созревания и самосовершенствования личности с возрастом идет и процесс угасания и ослабления отдельных функций и способностей человека. Финалом для индивида является смерть, с которой, разумеется, прекращается всякое материальное существование и всех других состояний человека как личности и субъекта деятельности. Однако историческая личность и творческий деятель, оставившие потомкам выдающиеся материальные и духовные ценности, т.е. активные субъекты познания и труда, обретают социальное бессмертие.

Страницы: 1 2 3 4 5

Статьи по педагогике:

Гуманная педагогика в России
Б.М. Теплов (советский психолог) обратившись к детскому возрасту, справедливо заметил: "Восприятие искусства - активный процесс, в который входят и двигательные моменты, и эмоциональное переживание, и работа воображения, и эмоциональное переживание, и "мысленное действование". Это по ...

Систематизация и отбор наиболее эффективных приемов и способов педагогической поддержки в социально- педагогической деятельности
Практическая часть работы начата с анализа обращений с проблемами классных руководителей, учителей- предметников, опекунов, учащихся. Причины обращения: 1. Ребенок остался без попечения родителей. 2. Трудное материальное обеспечение в семье. 3. Родители не должным образом занимаются воспитанием дет ...

Программные требования к преподаванию темы «Халькогены»
Тема 2. Подгруппа кислорода (4 часа) № урока Тема занятия Вводимые опорные понятия и представления. Формирование специальных навыков Актуализация опорных знаний, умений, навыков по химии и междисциплинарным наукам 2. Сера, строение молекул, физические и химические свойства Продолжение формирования ...

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.eduguides.ru